Инструкция о консульской легализации

(утв. МИДом СССР 6 июля 1984 г.)

Глава I. Общие положения (п.п. 1 - 6)
Глава II. Легализация документов и актов консульскими учреждениями СССР (п.п. 7 - 13)
Глава III. Легализация документов и актов в СССР (п.п. 14 - 20)
Глава IV. Требования, предъявляемые к легализуемым документам и актам. Совершение легализационной надписи (п.п. 21 - 25)

Приложение 1. Список иностранных государств, с которыми СССР имеет соглашения об отказе от легализации документов

Глава I
Общие положения

1. Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания. Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении.

2. Функции по консульской легализации выполняют: а) за границей - консульские учреждения СССР; б) в СССР - Консульское управление Министерства иностранных дел СССР, дипломатические агентства МИД СССР и министерства иностранных дел союзных республик.

3. В соответствии со статьей 55 Консульского устава Союза ССР в консульских учреждениях СССР функция по легализации документов и актов возлагается на консулов СССР. По поручению консула консульская легализация может осуществляться и другими консульскими должностными лицами. Консул принимает к легализации документы и акты, удостоверенные властями консульского округа или исходящие от этих властей.

4. Организации и учреждения СССР и союзных республик принимают к рассмотрению документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранного государства лишь при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законодательством СССР или международным договором, участниками которого являются СССР или союзная республика и государство, от организаций и учреждений которого исходят документы и акты.

5. Легализация доверенностей на совершение всякого рода действий за границей от имени организаций и учреждений СССР, управомоченных совершать такие операции, а также других документов, связанных с деятельностью указанных организаций и учреждений, производится Консульским управлением МИД СССР и консульскими учреждениями СССР.

6. Легализации не подлежат документы и акты, которые противоречат законодательству СССР и союзных республик или могут по своему содержанию нанести вред интересам Советского государства или оформлены с нарушением инструкций, регламентирующих оформление документов, предназначенных для использования за границей, или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан. Не могут быть легализованы также подлинники и копии следующих документов: советских паспортов, документов о принадлежности к КПСС и ВЛКСМ, профсоюзных билетов, трудовых книжек, военных билетов, удостоверений личности, пенсионных книжек, характеристик, документов об образовании (внутрисоюзного образца), документов загс (внутрисоюзного образца), водительских прав, документов о принадлежности к сословиям и вероисповеданиям, о судимости после установления Советской власти или о реабилитации, о дореволюционных денежных вкладах, по дореволюционным имущественным отношениям, о владении имуществом на праве собственности после установления Советской власти, если такое имущество не может быть в настоящее время предметом собственности отдельных лиц.

Глава II
Легализация документов и актов консульскими учреждениями СССР

7. Для осуществления легализации документов и актов консул должен иметь образцы подписей и печатей должностных лиц властей консульского округа, уполномоченных удостоверять документы и акты, исходящие от организаций и учреждений государства пребывания.

8. В случаях, когда у консула возникает сомнение в том, действительно ли представленные к легализации документы и акты, соответствуют законам государства пребывания, консул обращается за официальным разъяснением к властям консульского округа.

9. В случаях, когда в порядке истребования документов из СССР консулу поступили документы и акты, составленные в СССР, но не легализованные в Министерстве иностранных дел СССР, в дипломатических агентствах МИД СССР или министерствах иностранных дел союзных республик, и если по законам государства пребывания требуется легализация таких документов и актов, консул легализует их и передает заинтересованным лицам, организациям и учреждениям.

10. В случае поступления от отдельных граждан, организаций и учреждений на легализацию документов и актов, составленных на территории СССР, но не легализованных в Министерстве иностранных дел СССР, в дипломатических агентствах МИД СССР или министерствах иностранных дел союзных республик, консул должен направить такие документы и акты в соответствующее министерство иностранных дел союзной республики для определения их подлинности. При получении положительного ответа консул легализует такие документы и акты в общем порядке.

11. В необходимых случаях консул может легализовать документы и акты, предназначенные для действия на территории третьего государства. Для того, чтобы такой документ или акт был действительным на территории третьего государства, он должен быть легализован также в консульстве этого государства, находящемся в государстве пребывания консула СССР.

12. Истребуемые в государстве пребывания для советских граждан, организаций и учреждений документы и акты консул легализует в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

13. В соответствии с положением статьи 22 Консульского устава Союза ССР, жалобы на действия консульских должностных лиц и сотрудников консульских учреждений по вопросам легализации документов и актов рассматриваются в порядке подчиненности.

Глава III
Легализация документов и актов в СССР

14. Консульское управление МИД СССР, дипломатические агентства МИД СССР и министерства иностранных дел союзных республик легализуют документы и акты, исходящие от иностранных организаций и учреждений и легализованные иностранными дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями в СССР, в порядке, устанавливаемом Министерством иностранных дел СССР.

15. В случаях, когда документ или акт, исходящий от организаций и учреждений иностранного государства, не может быть легализован в порядке, установленном настоящей Инструкцией, Консульское управление МИД СССР вправе совершать на документе или акте особую отметку о том, что не встречается возражений к принятию официальными учреждениями Союза ССР к своему рассмотрению настоящего документа. В этом случае признание юридической силы за такими документами и актами, по совокупности обстоятельств дела, лежит всецело на органах, их принимающих.

16. Консульское управление МИД СССР должно иметь образцы подписей и печатей должностных лиц, выполняющих обязанности по легализации документов и актов в иностранных дипломатических представительствах. Дипломатические агентства МИД СССР, расположенные в пределах консульского округа, установленного для иностранного консульского учреждения, и министерства иностранных дел союзных республик, территории или часть территорий которых отнесены к консульскому округу иностранного консульского учреждения, должны иметь образцы подписей и печатей консульских должностных лиц этого консульского учреждения, выполняющих обязанности по легализации документов и актов.

17. Консульское управление МИД СССР легализует также документы и акты, исходящие от организаций и учреждений СССР и предназначенные для предъявления за границей.

18. Дипломатические агентства МИД СССР и министерства иностранных дел союзных республик легализуют документы и акты, исходящие от организаций и учреждений СССР и предназначенные для предъявления за границей, в порядке, устанавливаемом Министерством иностранных дел СССР.

19. Консульское управление МИД СССР, дипломатические агентства МИД СССР и министерства иностранных дел союзных республик должны иметь образцы подписей и печатей советских должностных лиц (руководителей отделов нотариата министерств юстиции союзных республик), уполномоченных на совершение действий по засвидетельствованию документов, подлежащих легализации.

20. Консульское управление МИД СССР отказывает в легализации доверенностей от имени граждан СССР на ведение имущественных и судебных дел за границей, если такие доверенности нотариально удостоверены без соблюдения требований пункта 185 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР от 31 января 1975 года и соответствующих пунктов инструкций других союзных республик о представлении разрешения Валютного управления Министерства финансов СССР.

Глава IV
Требования, предъявляемые к легализуемым документам и актам. Совершение легализационной надписи

21. Документы и акты, представляемые для легализации, должны быть написаны ясно и четко, а упомянутые в документе или акте суммы и числа, номера и сроки должны быть обозначены прописью. Подписи должностных лиц и оттиски печати должны быть отчетливыми. Пробелы на документах и актах должны быть прочеркнуты. Поправки и приписки должны быть оговорены перед подписью лиц, подписавших документ, и повторены в легализационной надписи. Эти приписки и поправки должны быть сделаны так, чтобы все ошибочно написанное, а затем исправленное и зачеркнутое, можно было прочесть в первоначальном виде. Если поправки и приписки сделаны в легализационной надписи, то они оговариваются и подписываются только должностным лицом, совершающим легализацию.

22. В тех случаях, когда для легализационной надписи нет места, она совершается на отдельном листе, который подшивается к документу или акту и скрепляется с последним печатью и подписью лица, совершающего легализацию.

23. После того, как должностное лицо убедилось, что в соответствии с требованиями настоящей Инструкции документ или акт может быть легализован, на последнем делается надпись установленного образца.

24. Консульские учреждения ведут реестры по легализации документов и актов в соответствии с утвержденной формой.

25. За совершение в соответствии с настоящей Инструкцией действия по легализации документов и актов с заинтересованных физических и юридических лиц взимается консульский сбор, установленный Тарифом консульских сборов СССР, и суммы, израсходованные в связи с совершением этого действия.

Приложение 1
Список иностранных государств, с которыми СССР имеет соглашения об отказе от легализации документов

1. В соответствии с международными договорами СССР об оказании правовой помощи на территории СССР принимаются к рассмотрению без легализации документы и акты, исходящие от организаций и учреждений следующих государств:
Народная Республика Албания,
Алжирская Народная Демократическая Республика,
Народная Республика Болгария,
Венгерская Народная Республика,
Социалистическая Республика Вьетнам,
Германская Демократическая Республика,
Корейская Народно-Демократическая Республика,
Монгольская Народная Республика,
Социалистическая Республика Румыния,
Польская Народная Республика,
Чехословацкая Социалистическая Республика,
Социалистическая Федеративная Республика Югославия.

2. В соответствии с договорами о правовой помощи, заключенными СССР с Грецией и Финляндией, документы, передаваемые в связи с оказанием правовой помощи, принимаются на территории СССР без легализации.

3. На основании соглашений между СССР и Республикой Куба на территории СССР принимаются к рассмотрению без легализации документы загс, об образовании и о трудовом стаже, а также приговоры судов, судебные поручения и другие юридические документы, исходящие от прокуратуры, судов и административных органов Республики Куба.

4. На основании соглашения между СССР и Испанией на территории СССР принимаются к рассмотрению без легализации свидетельства актов гражданского состояния, выдаваемые органами загс Испании.

5. На началах взаимности и в силу сложившейся практики на территории СССР принимаются к рассмотрению без легализации документы загс, об образовании и о трудовом стаже, исходящие от органов и учреждений Китайской Народной Республики.

6. В силу сложившейся практики документы об образовании, выдаваемые гражданам Лаосской Народно-Демократической Республики, окончившим советские учебные заведения, признаются на территории Лаосской Народно-Демократической Республики без легализации.

 
 

Важное уведомление
Компания Roche & Duffay предпринимает все усилия по обеспечению достоверности и актуальности информации, представленной на этом сайте. Однако компания не принимает на себя финансовой и иной ответственности за результаты применения этой информации без предварительной консультации с компанией. Всем посетителям сайта настоятельно рекомендуется до принятия решения об открытии оффшорной компании, создании оффшорного траста, совершении оффшорных инвестиций, открытии счета за рубежом и т.д., проконсультироваться со специалистами по налоговому планированию.
Перепечатка и иное копирование материалов допускается только с разрешения Roche & Duffay.