Амнистия, как и было обещано

Планы налоговой амнистии в России с той или иной степенью интенсивности обсуждаются уже лет десять.[1] И вот наконец свершилось: с 1 марта 2007 вступил в силу Федеральный закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», более известный как «закон о налоговой амнистии».[2] Согласно этому закону, любое физическое лицо, не уплатившее в свое время налогов с некоторой части (или даже всех) своих доходов, но теперь желающее исполнить эту свою конституционную обязанность, имеет возможность это сделать, причем на вполне благоприятных условиях. 

Данная амнистия распространяется лишь на налоги в отношении доходов, полученных до 1 января 2006 года. Исполнить свои обязательства по уплате такого давно просроченного налога можно путем уплаты так называемого «декларационного платежа» (ст. 1 Закона). Сумма декларационного платежа составляет 13% от сокрытых в свое время от налогообложения доходов (ст. 2 Закона). Уплатить его можно до 1 января 2008 года. После уплаты декларационного платежа физическое лицо считается исполнившим свою обязанность как собственно по уплате налога с данного дохода, так и по подаче налоговой декларации (иначе амнистия теряла бы смысл). Амнистия относится к налогу на доход физических лиц (ранее его аналог назывался подоходным налогом), а для предпринимателей также и к единому социальному налогу (страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды) с данных доходов (ст. 3 Закона). Что немаловажно, сведения об уплате декларационного платежа не могут истребоваться кем-либо, за исключением некоторых явно оговоренных случаев, а также не могут использоваться в качестве доказательства обвинения в суде (ст. 4 Закона). Амнистия не распространяется лишь на лиц, ранее уже осужденных за неуплату налога (по ст. 198 УК РФ), если судимость не снята и не погашена (ст. 5 Закона).

Таким образом, условия амнистии вполне щадящие. Сумма «откупа» (декларационного платежа) составляет всего 13% от сокрытого дохода, то есть исчисляется по действующей базовой ставке налога на доход физических лиц (а ведь до 2001 года ставка налога была гораздо выше) и не включает ни сумм единого социального налога, ни пеней, ни штрафов, ни процентов за пользование денежными средствами. 

Итак, государство предлагает налогоплательщикам погасить застарелые долги и начать жизнь с чистого листа.  Окажется ли это предложение востребованным? Вполне вероятно, оно заинтересует тех, кто в свое время не уплатил налог в силу бухгалтерских ошибок или просто собственной беззаботности, о которой теперь сожалеет. Однако у многих неплательщиков, вероятно, возникнет вопрос: если я не заплатил налог тогда, и меня не поймали за руку, зачем мне платить его теперь? 

Налоговая амнистия обычно эффективна лишь тогда, когда она сопряжена с реальной угрозой санкций в случае отказа ею воспользоваться. По-видимому, данную амнистию необходимо рассматривать в контексте явно ужесточающегося в последние годы налогового администрирования, включая приобретающее популярность (среди налоговых органов) предъявление претензий за давно прошедшие налоговые периоды. Впрочем, у налоговых органов вряд ли хватит ресурсов на сколько-нибудь массовую проверку старых налогов, под ударом в этом смысле могут оказаться разве что самые крупные налогоплательщики – физические лица. 

Интересно сопоставить сроки давности по налоговому и уголовному законодательству с условиями амнистии. Согласно Налоговому кодексу, срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года (ст. 113 НК РФ). Согласно Уголовному кодексу, срок давности в отношении уклонения от уплаты налогов с физического лица составляет два года, а для уклонения в особо крупном размере (от 500 тысяч рублей) – шесть лет (ст.ст. 198, 78, 15 УК РФ). Ввиду этого для не очень крупных неплательщиков может представлять интерес получение «прощения грехов» лишь за 2005 год и, возможно, за 2004.

Любопытно, что закон не требует детального описания доходов, в отношении которых уплачивается декларационный платеж. В связи с этим можно предположить, что кто-то из налогоплательщиков может совершить декларационный платеж лишь в отношении какой-то части сокрытого от налогообложения дохода. Если налоговый орган впоследствии обнаружит факт неуплаты налога в отношении того или иного элемента дохода, налогоплательщик сможет заявить, что именно этот доход он и имел в виду, совершая декларационный платеж.

Стоит подчеркнуть, что амнистия освобождает от ответственности лишь за собственно неуплату налога (в терминологии НК РФ) или уклонение от уплаты налогов (в терминологии УК РФ). Если же получение данного дохода было сопряжено с какими-либо другими правонарушениями, например, с легализацией («отмыванием») незаконно полученных средств, то в части этих правонарушений никакого освобождения от ответственности не предусмотрено.

Итак, закон о налоговой амнистии предоставляет гражданам вполне реальную возможность заплатить давно просроченные налоги и спать наконец спокойно. Однако, по-видимому, практический интерес данная амнистия представляет лишь для крупных неплательщиков.

Материал подготовлен компанией Roche & Duffay, 07.2007
тел. (095) 790-2660; 924-1300



[1] См., например: Будылин С., Матвеев Г. Приглашение на казнь // Эксперт. 1999. №16. С. 32-33.

[2] Федеральный закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ, далее - Закон.

 

Мы будем Вам признательны, если Вы оцените эту статью:

Актуальность -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Полнота -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Качество -
+
изложения  
1
2
3
4
5
 

Комментарии:

Ваш e-mail? (необязательное поле)

 

 

 
 

Важное уведомление
Компания Roche & Duffay предпринимает все усилия по обеспечению достоверности и актуальности информации, представленной на этом сайте. Однако компания не принимает на себя финансовой и иной ответственности за результаты применения этой информации без предварительной консультации с компанией. Всем посетителям сайта настоятельно рекомендуется до принятия решения об открытии оффшорной компании, создании оффшорного траста, совершении оффшорных инвестиций, открытии счета за рубежом и т.д., проконсультироваться со специалистами по налоговому планированию.
Перепечатка и иное копирование материалов допускается только с разрешения Roche & Duffay.