Создание производственного предприятия за рубежом.
Сравнительный анализ некоторых юрисдикций (США, Германия, Кипр, Китай)

 

Прошли времена, когда единственной целью, с которой российский предприниматель создавал компанию за рубежом, было - спрятать в ней деньги, заработанные в России. Теперь иностранные компании все чаще используются для настоящего международного налогового планирования, то есть для легального сокращения налогов в международной коммерции с использованием зарубежных структур. Однако компании за рубежом могут создаваться не только в чисто налоговых целях, но и для ведения там содержательной коммерческой деятельности, причем не только торговой, но и производственной. Как правило, речь идет прежде всего о странах, привлекательных с точки зрения стоимости рабочей силы (например, Китай) или налогообложения (например, Кипр). Однако производственные проекты могут запускаться и в развитых странах Запада (таких как США или Германия).

Конечно, для принятия решения о создании компании, ведущей производственную деятельность в той или иной стране, необходимо собрать гораздо больше информации, чем для создания в налоговых целях чисто "бумажной" компании в той же стране. Помимо ставок корпоративного налога, важнейшую роль приобретают размеры социальных отчислений, законодательство об иностранных инвестициях, соображения таможенного и валютного контроля, антимонопольное регулирование, регулирование трансфертного ценообразования, вопросы корпоративного управления и т.п.

В настоящем обзоре, не претендующем на полноту, собраны основные сведения по данным вопросам в отношении США, Германии, Китая и Кипра. Информация сведена в четыре таблицы, которым предпосылаются следующие общие комментарии.

 

Налоговая система

Как правило, важнейшим налогом для производственного предприятия является налог на прибыль или аналогичный прямой налог, название которого зависит от страны ("корпоративный налог на доход" и т.п.). Ставки налога могут сильно варьироваться: от 10% на Кипре до 35% в США (учитывая только федеральный налог). Следует иметь в виду, что помимо общегосударственного (федерального) налога могут существовать и местные налоги на доход (прибыль), взимаемые по различным ставкам для разных городов, штатов, провинций и т.д.

Если производится реализация продукции в стране местонахождения предприятия (то есть оно работает не только на экспорт), то в цену включаются косвенные налоги. В странах ЕС и многих других существует налог на добавленную стоимость, аналогичный российскому. Если продукция экспортируется, то она облагается НДС по нулевой ставке, а НДС, уплаченный поставщикам, вообще говоря, подлежит возврату компании государством. Однако, как известно по российской практике, с возвратом могут быть проблемы, особенно в менее развитых странах. Например, в Китае НДС экспортерам в ряде случае официально возвращается по более низкой ставке, чем он был уплачен. В развитых странах (в частности, в ЕС) НДС экспортерам возвращается полностью, но при этом могут приниматься определенные мер предосторожности против возможного мошенничества. В США НДС нет, но есть налог с продаж (розничных), взимаемый штатами и муниципалитетами по различным ставкам.

Налог на имущество, подобный российскому, встречается редко, ввиду его экономической абсурдности. Обычно облагается налогом лишь недвижимость - на местном уровне и по дифференцированным ставкам.

Существенную часть налоговой нагрузки обычно составляют социальные налоги (отчисления), взимаемые с фонды оплаты труда работников предприятия. Как и в России, эти отчисления обычно делаются в несколько специализированных фондов: пенсионный, медицинский и т.п.

Не следует забывать и о налогах. возникающих при репатриации полученной прибыли. Весьма существенными могут оказаться налоги у источника выплаты, взимаемые при переводе предприятием в адрес нерезидента дивидендов, а также процентов и роялти. Например, американская корпорация при выплате данных видов дохода нерезидентам удерживает из них 30% в пользу государства. К счастью, эта ставка может быть уменьшена при наличии налогового договора со страной местонахождения получателя. Учитываю широчайшую сеть международных налоговых соглашений США, фактически в полном объеме налог взимается лишь при выплатах на офшорные компании (если нет налога, нет и налогового соглашения).

Встречаются и более экзотические налоги, такие как кипрский сбор на оборону. Важнейшие из них также упомянуты в прилагаемых таблицах.

Таможенное регулирование

Цель таможенного регулирования - защита национальных товарных рынков от неблагоприятных внешних воздействий. В развитых странах (США, страны ЕС) оно обычно сводится к обложению импортируемых товаров таможенной пошлиной, хотя иногда могут применяться импортные квоты в отношении определенных товаров из определенных стран (например, текстиль из развивающихся стран). В менее развитых странах, таких как Китай, применяются также экспортные пошлины и (или) квоты. При импорте помимо таможенных пошлин взимается также НДС (если он есть в данной стране).

Обычно при определении импортных пошлин применяется та или иная система преференций, то есть ставки пошлин дифференцируются в зависимости от страны происхождения товара, в одностороннем порядке либо на основе международных соглашений (например, беспошлинный импорт в ЕС из многих развивающихся стран). Страна может входить в таможенный союз с другими странами, например Кипр в настоящее время состоит в таможенном союзе с ЕС. Это значит, что таможенное законодательство унифицировано, а пошлины частично отменены, но таможенный контроль на границе сохраняется. А вот страны ЕС образуют единое таможенное пространство. Это значит, что движение товаров между странами союза происходит без ограничений, таможенного контроля и взимания пошлин. После присоединения к ЕС в это пространство войдет и Кипр.

Валютный контроль

Цель валютного регулирования - защита национального финансового рынка от неблагоприятных внешних воздействий. В странах с сильной валютой (таких как доллар или евро) валютное регулирование как таковое отсутствует. Это значит, что операции резидентов с иностранной валютой, а также нерезидентов с национальной валютой, происходят без ограничений.

В менее развитых странах операции резидентов с иностранной валютой и нерезидентов с местной валютой ограничиваются. При этом в странах с более или менее рыночной экономикой текущие валютные операции резидентов обычно происходят без ограничений. Это значит, что возможно проведение операций по экспорту и импорту, включая приобретение, продажу, получение и выплату валюты, без получения особых разрешений органов валютного контроля. Впрочем, эти операции тем не менее происходят под контролем государства, который обычно осуществляется через банки, являющиеся агентами валютного контроля. А вот валютные операции, связанные с движением капитала, такие как приобретение резидентами акций зарубежных компаний, недвижимости за рубежом, а также приобретение нерезидентами акций местных компаний, привлекают более пристальное внимание государства. Обычно для их совершения необходимо получение особого разрешения органа валютного контроля, чаще всего Центрального банка. Однако могут быть исключения, то есть некоторые виды капитальных операций могут освобождаться от лицензирования. Длина списка таких исключений и служит мерой либеральности валютного режима данной страны.

Именно такая система валютного контроля действует в Китае (она во многом похожа и на российскую систему). А вот что валютный контроль есть на Кипре, казалось бы, так хорошо нам знакомом, многие не подозревают. В частности, для создания производственного предприятия (резидента для целей валютного контроля) иностранцы должны получить разрешение Центрального банка Кипра. Само же созданное предприятие, как резидент Кипра, ограничено в своих операциях (но только капитального характера) с иностранной валютой. Отметим, впрочем, что система валютного регулирования на Кипре находится в стадии активной либерализации, а после присоединения к ЕС предполагается снятие всех валютных ограничений.

Корпоративное регулирование

Для предотвращения ухода от налогов во многих странах мира в законодательство (налоговое, таможенное и др.) введены особые положения, регулирующие сделки между аффилированными лицами. В частности, такие положения относятся к сделкам, связанным с так называемым трансфертным ценообразованием. Трансфертное ценообразование означает, что две связанные между собой (общим акционером и т.п.) компании осуществляют сделку между собой по искусственно заниженной или завышенной цене, с целью уменьшения подлежащего уплате налога. Типичный пример - приобретение импортируемой продукции у своего собственного офшора по завышенной цене (для ухода от налога на прибыль) или по заниженной (для ухода от импортных пошлин). Другой пример сделки между аффилированными лицами - выплата на связанные компании завышенных роялти или процентов по займам с целью аккумуляции средств в офшорной зоне.

Основной принцип, положенный в основу рассматриваемых особых положений законодательства, - "правило вытянутой руки", означающий, что цены сделок для целей налогообложения пересчитываются к такому уровню, как если бы связанные компании были независимы. "Справедливый" уровень цен может определяться различными методами, также описываемым в соответствующем законодательстве, в частности, по рыночным ценам на аналогичный продукт. Пример - определение таможенной стоимости товара не по цене его приобретения, а по каталогам и справочникам. Подобные правила ("вытянутой руки") могут содержаться не только в национальном законодательстве, но и в международных налоговых соглашениях данной страны (особенно в недавно заключенных).

Интерес для инвестора могут представлять и другие особенности корпоративного законодательства страны. Какие формы юридических лиц существуют в данной стране, отличаются ли по организационным формам предприятия с иностранными инвестициями от "обычных" предприятий, может ли у компании быть единственный акционер, допускаются ли в качестве учредителей офшорные компании, возможно ли возложить руководство компанией не на физическое лицо, а на управляющую компанию (в частности, иностранную), - все эти вопросы могут быть существенными при построении схемы владения и управления создаваемым предприятием. Соответствующие данные также приведены в таблицах.

Таблица 1. США

Таблица 2. Германия

Таблица 3. Китай

Таблица 4. Кипр

 

Заключение

Разумеется, все приводимые данные представляют собой лишь самые общие сведения о налоговом, таможенном, валютном и др. законодательстве соответствующих стран. Для принятия окончательного решения о создании производственного предприятия за рубежом необходимо получение квалифицированной консультации специалистов из соответствующей страны.

 

 

 

Вы можете загрузить текст этой статьи: Загрузить статью в формате Adobe Acrobat

Переслать ссылку на статью другу:

 

Материал подготовлен компанией Roche & Duffay
тел. (495) 790-2660; 926-2990
www.roche-duffay.ru

 

Мы будем Вам признательны, если Вы оцените эту статью:

Актуальность -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Полнота -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Качество -
+
изложения  
1
2
3
4
5
 

Комментарии:

Ваш e-mail? (необязательное поле)

 

 

 
 

Важное уведомление
Компания Roche & Duffay предпринимает все усилия по обеспечению достоверности и актуальности информации, представленной на этом сайте. Однако компания не принимает на себя финансовой и иной ответственности за результаты применения этой информации без предварительной консультации с компанией. Всем посетителям сайта настоятельно рекомендуется до принятия решения об открытии оффшорной компании, создании оффшорного траста, совершении оффшорных инвестиций, открытии счета за рубежом и т.д., проконсультироваться со специалистами по налоговому планированию.
Перепечатка и иное копирование материалов допускается только с разрешения Roche & Duffay.