ВНИМАНИЕ!
В связи с изменением законодательства информация, содержащаяся в статье, полностью или частично устарела и имеет лишь историческое значение. Просим обращаться к более свежим публикациям на аналогичные темы.

Система валютного регулирования и валютного контроля в РФ

19 ноября 2003 г. прошел уже второе чтение в Думе новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», радикально меняющий рассматриваемую систему. Тем не менее, продолжаем...

Часть 2. Внешнеэкономическая деятельность

 

Важнейшим объектом валютного регулирования и контроля является повседневная внешнеэкономическая деятельность резидентов, такая как расчеты с нерезидентами за экспорт и импорт товаров, а также за оказание (и получение) услуг.

Как уже обсуждалось, такие операции проводятся резидентами без ограничений, если они попадают в разряд текущих (отсрочка платежи при экспорте или поставки при импорте – не более 90 дней).

Дополнительно Закон устанавливает, что некоторые внешнеэкономические операции,формально попадая в разряд капитальных, тем не менее, проводятся резидентами без ограничений, в том числе:

- расчеты за экспорт некоторых видов товаров (продукция машиностроения, транспортные средства, оружие и боеприпасы), с отсрочкой до трех лет;

- расчеты за строительство за рубежом, с отсрочкой до пяти лет.

Кроме того, некоторые виды (капитальных) операций разрешены нормативными актами ЦБР. Важнейший из таких актов - Положение ЦБР от 24 апреля 1996 г. N 39 «О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций» (далее – «Положение 39»).

В частности, Положением 39 разрешены следующие виды расчетов в валюте между резидентами и нерезидентами (приведена только небольшая часть списка!):

- платежи резидентов нерезидентам за импорт некоторых видов объектов (воздушные, морские и речные суда, космические объекты) с отсрочкой поставки до года;

- платежи резидентов нерезидентам (или наоборот) за аренду таких объектов, а также любых движимых непотребляемых вещей (кроме ценных бумаг), с отсрочкой поставки до 180 дней;

- возврат валютных авансов по неисполненным договорам (в обе стороны).

Валютные расчеты резидентов осуществляются (за редкими исключениями) через их счета в уполномоченных банках, последние при этом выполняют функции агентов валютного контроля. Валютные счета резидентов бывают трех видов, в зависимости от их назначения. Транзитный счет предназначен для зачисления валютной выручки резидента при экспорте, специальный транзитный счет – для приобретения валюты при импорте, текущий счет – общего назначения. Каждый вид валютного счета имеет свой режим, то есть правила осуществления операций по нему. Валютные счета нерезидентов при этом могут находиться как в российских, так и в зарубежных банках, с точки зрения резидента это ничего не меняет. Возможны также расчеты с нерезидентами в рублях через их рублевые счета, в соответствии с режимом таких счетов («конвертируемый» и «неконвертируемый» типы счетов).

Экспорт

Порядок расчетов при экспортных поставках определяется нормативным актом, далее именуемым «Инструкция 86-И» (Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров»), а также производным от нее Положением 101-П (Положение ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005).

Инструкция 86-И относится и к юридическим лицам, и индивидуальным предпринимателям. Отметим, что ее действие распространяется не только на расчеты в валюте, но и на расчеты в рублях(!).

Согласно Инструкции 86-И, на каждый экспортный контракт экспортер оформляет паспорт сделки (документ, содержащий реквизиты сторон и основные условия контракта), который вместе с копией самого контракта (или краткой выпиской из его, если он длиннее пяти листов) предоставляется в банк экспортера. Если контракт предусматривает отсрочку платежа более 90 дней, требуется также предоставить разрешение ЦБР на проведение капитальной операции.

Кроме того, в виде отдельного документа в банк предоставляются сведения о договоре в соответствии с Инструкцией ЦБР от 28 июня 1999 г. N 83-И (это относится только к экспортерам – юридическим лицам), предназначенные для идентификации некоторых «подозрительных» операций (определяемых по таким признакам как отсутствие в контракте штрафных санкций и т.п.). Сведения о подозрительных операциях идут в ЦБР. Эту инструкцию, впрочем, предполагается вскоре отменить, так как борьбой с легализацией капиталов в настоящее время занимается не ЦБР, а Комитет по финансовому мониторингу (КФМ).

Отметим, что все документы непременно следует оформить до поступления первого платежа по контракту. Если резиденту на счет пришла валюта, а паспорт сделки не оформлен – это нарушение валютного законодательства, о котором информируется территориальное учреждение ЦБР (деньги, впрочем, на счет зачисляются).

После оформления документов банк в качестве агента валютного контроля следит за соблюдением валютного законодательства. А именно, прежде всего проверяется поступление валютной выручки на счет экспортера в требуемый 90-дневный срок. Для этого экспортер предоставляет в банк копию грузовой таможенной декларации (ГТД), подтверждающей факт экспорта, а банк сопоставляет дату экспорта с датой прихода денег на счет. Копия паспорта сделки, а также информация о поступивших по контракту платежах, направляется банком в Государственный таможенный комитет. Если деньги пришли позже положенного срока, они зачисляются банком на счет экспортера, но в ГТК идет информация о нарушении. В случае нарушения именно ГТК принимает решение о привлечении экспортера к ответственности за нарушение валютного законодательства. Обобщенная информация по всем контрактам подается также в территориальное учреждение ЦБР.

Что касается рублевой выручки (ведь нерезидент может заплатить резиденту и в рублях со своего рублевого счета!), то положение о сроке в 90 дней к ней неприменимо. Дело в том, что операции в рублях между резидентами и нерезидентами, формально отнесенные к валютным, не делятся на текущие и капитальные, поскольку не являются операциями с валютными ценностями. Однако, согласно Инструкции 86-И, паспорт сделки все равно составляется и сведения в ГТК подаются. Срок оплаты, предусмотренный контрактом, в данном случае несущественен, не должно быть лишь явного отказа от получения экспортной выручки.

Рассмотрим кратко некоторые сложные вопросы, связанные с валютным регулированием при экспорте.

Существует проблема, связанная с возможностью зачета взаимных требований при экспорте, в результате чего средства могут поступить не от непосредственного покупателя по экспортному контракту, а от какой-то третьей стороны. Здесь надо иметь в виду следующее: выручкой по экспортному контракту, согласно букве Инструкции 86-И, считаются только средства, поступившие от нерезидента, причем в безналичном порядке. Таким образом, ни уступка прав требования, ни средства, внесенные в кассу, ни платеж от какого-либо резидента не могут быть признаны экспортной выручкой. Однако безналичный платеж от любого нерезидента (не обязательно именно от покупателя), в том числе в рублях, может быть ею признан. При этом на экспортере лежит обязанность доказать (ГТК), что полученные средства относятся именно к данному контракту. В определенных случаях валютной выручкой может быть признан даже полученный экспортером кредит (для чего необходимо внести соответствующие изменения в контракт).

Другая проблема – возможное уменьшение суммы контракта уже после оформления паспорта сделки (например, экспортируемый товар оказался ненадлежащего качества, и покупатель потребовал уменьшения цены). Эта ситуация не предусмотрена Инструкцией 86-И (а согласно указаниям ГТК, допускается уменьшение суммы контракта лишь на величину банковских комиссий). По букве Инструкции 86-И, экспортер должен получить платеж в полной сумме, отчитаться по контракту, а уже потом выплатить все штрафы, пени, неустойки и т.п., предоставив, разумеется, необходимые подтверждающие документы. При подобных выплатах никаких сроков уже не предусмотрено, как при платежах резидентов нерезидентам, так и наоборот.

В случае лизинговых операций резидентов с нерезидентами (они разрешены без ограничений) Инструкция 86-И неприменима, кроме случаев, когда объект лизинга переходит в собственность нерезидента. В этом последнем случае не является нарушением оформить паспорт сделки даже после вывоза товара из России, если изменения в договор лизинга, предусматривающие переход собственности, были внесены постфактум. ГТД необходимо сохранить и предоставить в банк. В качестве экспортной выручки при этом учитывается остаточная стоимость объекта.

Инструкция 86-И не содержит возможности расчетов при помощи ценных бумаг в иностранной валюте (векселя, чеки). Все операции с ними являются капитальными и требуют, как правило, особого разрешения ЦБР. Если нерезидент, паче чаяния, вдруг расплатился чеком, банк должен зачислить выручку, но сообщить о нарушении в территориальное учреждение ЦБР. Решение о возможном привлечении экспортера к ответственности в этом случае принимает Минфин. Рублевыми ценными бумагами, однако, можно рассчитываться без проблем, так же как и любыми аккредитивами (последние не относятся к ценным бумагам).

Импорт

Порядок расчетов при импорте определяется нормативным актом, известным как «Инструкция 91-И» (Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 4 октября 2000 г. N 91-И/01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров»).

Так же как и при экспорте, для осуществления платежа по импорту резидент обязан предварительно оформить паспорт сделки, копию (или выписку из) контракта, а также сведения о договоре по Инструкции 83-И (последнее – для юридических лиц). После ввоза товара в банк предоставляется также копия ГТД (ответственность за ее своевременное предоставление лежит на импортере). Расчеты могут быть и в валюте, и в рублях. Дополнительно предусмотрены расчеты некоторыми видами ценных бумаг: простым векселем, выданным импортером или переводным векселем, выписанным на импортера. (А векселями банков, например, рассчитываться пока нельзя!) Расчеты производятся, естественно, через счета импортера в уполномоченных банках.

Отметим, что расчет резидента валютным векселем без особого разрешения ЦБР допускается только в случае, если вексель не содержит так называемой оговорки эффективного платежа (например, «платить только в долларах США»). В этом случае платеж по векселю может совершаться и в рублях, а сам вексель, соответственно, считается как бы уже и не валютным. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2000 г. N 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей», п.42.)

Основной задачей валютного контроля при импорте является обеспечение ввоза товара в срок до 90 дней (если, конечно, нет особого разрешения ЦБР на отсрочку), либо, на худой конец, возврата резиденту уплаченного им валютного аванса. При этом возвратом аванса признается только платеж от нерезидента (не обязательно именно того самого, который должен был поставить товар. Впрочем, допускается также возврат аванса страховой компанией, если сделка была застрахована. Инструкция в принципе относится к платежам и в валюте, и в рублях, но при платежах в рублях 90-дневный срок не действует (см. выше).

Паспорт сделки и сведения о платежах передаются в ГТК, который при необходимости привлекает импортера к ответственности за нарушения. Обобщенная информация по всем контрактам подается также в территориальное учреждение ЦБР.

Рассмотрим теперь кратко некоторые сложные вопросы, связанные с валютным регулированием при импорте.

При лизинге (разрешенная операция) Инструкция 91-И не применяется, кроме случаев, когда объект лизинга переходит впоследствии в собственность резидента. Применимы положения, аналогичные тем, что обсуждались выше для случая вывоза: допускается оформление паспорта сделки даже после ввоза товара, если изменения в договор лизинга, предусматривающие переход права собственности, вносятся постфактум; необходимо сохранить ГТД; при переходе в собственность объект учитывается по остаточной стоимости.

Для оплаты штрафных санкций никаких сроков не установлено. Резидент может также без ограничений со стороны валютного контроля уменьшать сумму контракта в случае ненадлежащего качества и т.п.

При расчетах с использованием аккредитивов перечисление денег происходит в несколько этапов, поэтому не вполне очевидно, какой из этих моментов учитывать в качестве даты платежа для целей валютного контроля. Проблема эта была решена ЦБР следующим образом: в случае непокрытого аккредитива такой датой считается дата списания средств с корсчета банка-эмитента, а в случае покрытого – дату фактического списания средств со счета покрытия в пользу получателя (Информационное письмо ЦБР от 27 декабря 2002 г. N 21 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля», п.5).

Поставка без ввоза в РФ

Совсем недавно, лишь в 2003 г., резиденты получили возможность приобретать товар за рубежом не только для импорта в Россию, но и для перепродажи его прямо за границей. Это право им было предоставлено Положением 214-П ЦБР (Положение ЦБР от 29 января 2003 г. N 214-П «О порядке проведения расчетов юридических лиц - резидентов с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим приобретение и последующую продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации»).

Согласно Положению 214-П, резидент может без особого разрешения перевести нерезиденту рубли или валюту для приобретения товара за рубежом с целью последующей его реализации вне РФ, если в дальнейшем товар будет оплачен конечным покупателем, а средства переведены в РФ в срок до 180 дней. (Срок, очевидно, получен ЦБР простым суммированием допустимых отсрочек по импорту и по экспорту.)

Отметим, что данное положение – единственное, предусматривающее необходимость возврата в определенный срок не только валютной, но и рублевой (!) выручки.

Банк, через который проводятся платежи, оформляет так называемые «досье» и «ведомость» по данному контракту, для заполнения которых резидент обязан предоставлять ему копии самих контрактов. К счастью, не обязательно предоставлять все контракты сразу: контракт на продажу можно заключить и предоставить в банк уже после покупки товара. Резидент затем сам сообщает в банк, какие из полученных средств следует отнести именно к данному контракту.

Особо Положением 214-П оговорено, что сумма поступивших средств не должна быть меньше суммы выплаченных. Таким образом, продажа товара с убытком из простой коммерческой неудачи превращается в нарушение валютного законодательства!

Отметим, что средства должны поступить непременно от нерезидента (например, российское посольство за рубежом для этого не годится, так как оно, согласно Закону, считается резидентом РФ.)

Положение 214-П никак не препятствует смене валюты расчетов. Это значит, что товар может быть куплен за рубли, а потом продан за валюту, а равно и наоборот. (В то время как, например, возврат резиденту его валютного аванса по неисполненному нерезидентом договору осуществляется непременно в валюте, см. Положение ЦБР от 14 октября 1999 г. N 93-П).

Если товар приобретался для перепродажи за рубежом, но затем резидент передумал и решил ввезти его в Россию, это не возбраняется. В этом случае резидент предоставляет соответствующую информацию в банк, который закрывает досье, предусмотренное Положением 214-П, и открывает другое, в соответствии с Инструкцией 91-И (импорт, см. выше). На банковском жаргоне это называется «перевод с 214 на 91». Разумеется, при этом товар должен быть ввезен в Россию не позднее, чем через 90 (а не 180!) дней после первоначального (валютного) платежа. Аналогично можно осуществить и «перевод с 91 на 214», но опять же не позднее чем через 90 дней после первоначального валютного платежа. Допускается и «перевод с 86 на 214»: резидент, заключивший экспортный контракт, имеет право передумать вывозить товар из России, а вместо этого закупить и перепродать его прямо за границей (Информационное письмо ЦБР от 27 июня 2003 г. N 24).

Услуги

Весьма важным элементом современной внешнеэкономической деятельности является «трансграничное» оказание услуг (то есть резидент одной страны оказывает услуги резиденту другой страны). Закон «О валютном регулировании...» использует понятие экспорта и импорта услуг, работ, а также результатов интеллектуальной деятельности наравне с экспортом и импортом товаров, причем валютное регулирование для всех случаев предписано одинаковое. Однако если для товаров смысл этих терминов (экспорт, импорт) более или менее ясен, поскольку он однозначно определяется таможенным законодательством, то для услуг и т.п. их содержание неочевидно: услуги в некотором роде нематериальны и не подлежат таможенному оформлению, а потому применение «таможенных» понятий к ним невозможно.

Терминологическая головоломка, подстроенная законодателем, была отчасти разрешена ЦБР лишь в 2001 году. Не пытаясь дать определения понятий, отсутствующие в Законе, ЦБР попросту отдельным нормативным актом определил порядок расчетов между резидентами и нерезидентами для данного вида операций. (Положение ЦБР от 24 октября 2001 г. N 157-П «О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности».)

Положение 157-П распространяется только на расчеты в валюте (но не в рублях!). Оно относится к расчетам между резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) и нерезидентами, причем услуги могут оказываться как резидентом нерезиденту, так и наоборот. Однако оно неприменимо к расчетам с нерезидентами – физическими лицами за услуги на территории России (например, оплата иностранцем услуг химчистки).

Все расчеты, естественно, производятся через счета резидентов в уполномоченных банках, выполняющих и функции агентов валютного контроля. Основной задачей и в этом случае является обеспечить получение резидентом «эквивалента» не позднее, чем в 90-дневный срок. То есть если резидент оказывает услугу (нерезиденту), он должен получить за нее деньги в порядке предоплаты или в срок до 90 дней после оказания услуги. Если услугу оказывает нерезидент резиденту, последний должен оплатить ее по факту, либо осуществить предоплату не ранее чем за 90 дней.

При этом возврат валюты резиденту в случае неисполнения договора, а также выплата штрафов в обе стороны происходит без ограничений.

Из общего правила есть некоторые исключения. В частности, переводы валюты по договору комиссии происходят без ограничения срока. Оплата резиденту за строительные работы за рубежом принимается в течение пяти лет (это установлено Законом, см. выше). Расчеты в валюте по договорам страхования происходят без ограничения срока в период действия договора (это даже несколько расширяет норму Закона, там стоит – в период действия договора, но не более пяти лет).

Механизм контроля при оказании услуг существенно мягче, чем при экспорте и импорте. Поскольку услуги, естественно, не подлежат таможенному оформления, то и паспорт сделки (при экспорте и импорте передаваемый в ГТК) в этом случае не составляется. Не требуется, конечно, и ГТД. Однако резидент обязан (опять же, еще до начала операций) предоставить в банк сведения о договоре в соответствии с Инструкцией 83-И (см. выше).

Банк затем может потребовать от резидента подтверждения получения услуги за выплаченный аванс (аналогично, при зачислении денег – подтверждения оказания услуги). Если резидент не предоставил информации, или оказалось, что срок в 90 дней не выдержан, информация о нарушении направляется банком в территориальное учреждение ЦБР.

Еще раз подчеркнем, что все сказанное не относится к расчетам в рублях, которые осуществляются без ограничений через рублевые счета нерезидентов в соответствии с их режимом (о чем ниже).

Часто вызывает вопросы определение даты оказания услуги для целей валютного контроля. Как правило, она определяется по акту сдачи-приемки услуг. Однако если договор на оказание услуг не предусматривает составления такого акта, могут применяться иные документы. Например, при оказании нерезидентом информационных услуг датой их оказания может служить дата выставленного нерезидентом инвойса.

Отметим еще, что аренда недвижимости не рассматривается как услуга, а потому положение о 90-дневном сроке к ней не применяется.

20 ноября 2003 г.

 

 

 

Вы можете загрузить текст этой статьи: Загрузить статью в формате Adobe Acrobat

Переслать ссылку на статью другу:

 

Материал подготовлен компанией Roche & Duffay
тел. (495) 790-2660; 926-2990
www.roche-duffay.ru

 

Мы будем Вам признательны, если Вы оцените эту статью:

Актуальность -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Полнота -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Качество -
+
изложения  
1
2
3
4
5
 

Комментарии:

Ваш e-mail? (необязательное поле)

 

 

 
 

Важное уведомление
Компания Roche & Duffay предпринимает все усилия по обеспечению достоверности и актуальности информации, представленной на этом сайте. Однако компания не принимает на себя финансовой и иной ответственности за результаты применения этой информации без предварительной консультации с компанией. Всем посетителям сайта настоятельно рекомендуется до принятия решения об открытии оффшорной компании, создании оффшорного траста, совершении оффшорных инвестиций, открытии счета за рубежом и т.д., проконсультироваться со специалистами по налоговому планированию.
Перепечатка и иное копирование материалов допускается только с разрешения Roche & Duffay.