ВНИМАНИЕ!
В связи с изменением законодательства информация, содержащаяся в статье, полностью или частично устарела и имеет лишь историческое значение. Просим обращаться к более свежим публикациям на аналогичные темы.

Система валютного регулирования и валютного контроля в РФ

Часть 3. Финансовые операции

 

Рассмотрим теперь валютное регулирование финансовых операций в России, таких как предоставление и получение валютных кредитов и займов, валютные инвестиции, включая вклады в капитал и приобретение ценных бумаг, а также покупку и продажу валюты. Значительная часть таких операций попадает в разряд капитальных валютных операций, для проведения которых во многих случаях требуется особое разрешение ЦБР.

Валютные кредиты и займы

Валютное регулирование операций, связанных с кредитами и займами (кредиты отличаются от займов тем, что выдаются банками и другими кредитными организациями, имеющими соответствующую лицензию) определяется в основном двумя обстоятельствами:

-          сроком кредита (до или свыше 180 дней);

-          субъектным составом (резидент или нерезидент, физическое или юридическое лицо, имеет банковскую лицензию или нет, сторона по договору или третье лицо).

По определению, данному Законом «О валютном регулировании...», все финансовые кредиты и займы в валюте, выдаваемые на срок до 180 дней, относятся к текущим операциям и, соответственно, выдаются и получаются резидентами без особых разрешений (не говоря уже о нерезидентах). Никаких ограничений по субъектному составу в данном случае также не предусмотрено: вернуть валютный кредит может, в том числе, и третье лицо по договору (то есть не тот, кто занимал деньги, а, например, поручитель) (Информационное письмо ЦБР от 31 октября 2002 г. N 20, п.8).

Начиная с 2001 г. резидентам (юридическим лицам) также разрешено без ограничений, в уведомительном порядке, получать от нерезидентов кредиты и займы на срок свыше 180 дней (ну, и возвращать тоже можно). Разрешение на этот вид капитальных операций дано нормативным актом ЦБР, известным как Указание 1030-У (Указание ЦБР от 10 сентября 2001 г. N 1030-У «О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и возвратом юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России»). Там же, как видно из названия, установлен и порядок осуществления таких операций.

Кроме того, некоторые виды капитальных операций, связанных с кредитами и займами, разрешены упоминавшимся выше Положением 39 ЦБР. Сюда относятся валютные кредиты от уполномоченных (российских) банков, получаемые резидентами на срок свыше 180 дней. Разрешены, естественно, и возврат такого кредита, выплата процентов и неустоек по нему, а также валютные выплаты по договорам поручительства по таким кредитам. Кроме того, там же разрешены без ограничений валютные выплаты резидентов нерезидентам по договорам поручительства (по любому кредиту или займу, предоставленному нерезидентом другому резиденту).

Итак, с точки зрения субъектного состава ситуация выглядит следующим образом.

-          Если кредитор – уполномоченный банк, то никаких ограничений для кредитования в валюте нет (согласно Положению 39 и валютной лицензии банка). Должником может быть как резидент, так и нерезидент.

-          Если кредитор – резидент (но не банк), он может предоставить заем в валюте любому субъекту (нерезиденту, резиденту, даже, при желании, банку) на срок до 180 дней, согласно Закону.

-          Наконец, если кредитор – нерезидент, он может предоставить резиденту – юридическому лицу кредит или заем на любой срок (а резидент, соответственно, получить и возвратить его), в том числе свыше 180 дней, согласно Указанию 1030-У. А вот резидент – физическое лицо не может получать таких долгосрочных (свыше 180 дней) кредитов и займов от нерезидентов.

Во всех случаях резиденты осуществляют расчеты по кредиту непременно через свои счета в уполномоченных (российских) банках (это касается и физических лиц!). Для зачисления денег на зарубежный счет требуется особое разрешение ЦБР. Юридические лица зачисляют полученную в долг валюту на свои транзитные счета, но обязательной продаже они не подлежат (о режимах счетов ниже).

Отметим, что выплата резидентом процентов по валютному кредиту от нерезидента (или наоборот) – текущая валютная операция, а потому допускается без ограничений.

Неочевидный вопрос – может ли резидент вернуть полученный в российском банке валютный кредит рублями (нерезидент не может, согласно режиму своих рублевых счетов, о которых тоже ниже). Резиденту же это в принципе не возбраняется, хотя явно такая ситуация инструкциями и не предусмотрена. С другой стороны, он всегда может купить на эти рубли валюту и ею рассчитаться по кредиту (вариант, неформально рекомендуемый ЦБР).

Как отмечалось, допускается погашение долгосрочного валютного займа (кредита) не самим должником, а его гарантом (или поручителем). Однако при этом дальнейшие расчеты в валюте между самим должником (резидентом) и его гарантом (или поручителем) не предусмотрены. Соответственно, им придется рассчитываться в рублях, хотя это и не всегда удобно (например, когда гарант – нерезидент).

Рублевые кредиты и займы, предоставляемые резидентом нерезиденту (или наоборот) формально относятся к валютным операциям, но они осуществляются без ограничений в соответствии с режимом рублевых счетов нерезидентов (о чем ниже). А именно, получать их нерезидент (юридическое лицо) может только на «неконвертируемый» счет (типа «Н»); выдавать же с любого, но получать возврат долга - только на счет того же типа.

Порядок валютного контроля в отношении валютных кредитов и займов (на любой срок), получаемых резидентами от нерезидентов (и наоборот), описан в Инструкции 101-И ЦБР (Инструкция ЦБР от 10 сентября 2001 г. N 101-И «О порядке учета уполномоченными банками валютных операций резидентов, связанных с получением от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте и предоставлением нерезидентам займов в иностранной валюте»).

Важный принцип, заложенный в Инструкции 101-И, - то, что ответственность за сбор необходимых документов лежит прежде всего на самом резиденте (а не на его банке – агенте валютного контроля).

Еще до начала операций клиент предоставляет в свой банк сведения о заключенном договоре. Если нужно, предоставляется и разрешение ЦБР (в частности, на долгосрочный кредит от нерезидента физическому лицу). При этом банк приобретает статус «банка заемщика» (или займодавца). По каждой проведенной валютной операции по договору клиент предоставляет в банк справку по установленной форме. Расчеты по договору могут проводиться через любой банк, не обязательно через «банк заемщика» (займодавца), но в этот последний предоставляются реестры платежей (ежемесячно) и справка о состоянии задолженности (ежеквартально). На основании полученных документов банк ведет базу данных по договору, а о нарушениях информирует территориальное учреждение ЦБР. При этом за непредставление документов резидент несет ответственность как за нарушение валютного законодательства.

Долг может быть погашен не только платежом, но и другими операциями (например, прощением долга), сведения о которых также предоставляются в банк. Однако прощение валютного долга (а равно и получение такого прощения) формально является капитальной операцией и требует разрешения ЦБР!

Физическое лицо, как отмечалось,  не может без разрешения ЦБР вернуть полученный от нерезидента кредит или заем по истечении 180 дней. Однако оно имеет право передать исполнение договора юридическому лицу – при этом срок в 180 дней уже не действует!

Инвестиционные операции

Закон «О валютном регулировании...» с некоторой долей условности делит валютные инвестиции на прямые (внесение средств в уставный фонд предприятия) и портфельные (приобретение акций и других ценных бумаг). И те, и другие относятся к капитальным валютным операциям и осуществляются в порядке, устанавливаемом ЦБР. Это относится как к инвестициям нерезидентов в России, так и к инвестициям резидентов за рубежом.

1.       Инвестиции нерезидентов в РФ

Прямые валютные инвестиции нерезидентов в российские предприятия разрешены Указанием ЦБР 660-У (Указание ЦБР от 8 октября 1999 г. N 660-У «О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций»). А именно, допускается без особого разрешения ЦБР зачисление средств, полученных от нерезидента, на валютный счет резидента в оплату доли в уставном капитале данного резидента. Это можно делать как при создании предприятия-резидента, так и при увеличении его капитала. А вот вторичный валютный рынок долей капитала не разрешен: нельзя зачислить валюту на счет резидента в оплату доли в капитале другого резидента.

Отметим, что нерезидент также может без проблем оплатить долю в капитале рублями со своего рублевого «конвертируемого» счета (типа «К»); при этом рубли могут быть получены, в частности, и от продажи валюты. А вот приобретение акций (портфельные инвестиции), а также долей в капитале резидентов на вторичном рынке допускается только с рублевого счета типа «К»! На тот же (исключительно на рублевый!) счет зачисляются и средства от продажи нерезидентом российских акций или долей. Последнее, впрочем, не является серьезным ограничением, так как рублевые средства со счета типа «К» в любой момент могут быть конвертированы в валюту.

Отметим, что выплата дивидендов в валюте нерезиденту – текущая валютная операция, осуществляемая без ограничений.

2.       Инвестиции резидентов за рубежом

Основные нормативные акты, регулирующие прямые валютные инвестиции резидентов – юридических лиц в иностранные компании, следующие.

-          Письмо ЦБР от 6 октября 1995 г. N 12-524 (общий случай);

-          Положение ЦБР от 20 июля 1999 г. N 82-П «О порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала» (инвестиции более 1 млн. долл., или взнос в капитал офшорной компании, или финансовой компании, или кредитной организации, или осуществление совместной деятельности за границей);

-          Положение ЦБР от 5 июля 2001 г. N 142-П «О порядке проведения юридическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств» (прямые инвестиции в страны СНГ, не менее 10% капитала).

(Особым образом регулируются зарубежные инвестиции банков и других кредитных организаций РФ, но этот вопрос мы не затрагиваем.)

Согласно первому из документов, для получения разрешения ЦБР на совершение инвестиции в иностранную компанию российский резидент предоставляет, помимо своих документов и документов иностранной компании, также технико-экономическое обоснование инвестиции и заключение Министерства внешних экономических связей РФ.

Второй документ предусматривает гораздо более жесткий порядок рассмотрения заявок юридических лиц на зарубежные инвестиции в указанных случаях (см. в скобках). Разрешение готовится Департаментом валютного контроля ЦБР, но выдается только на основе решения, принимаемого Комитетом банковского надзора ЦБР. Помимо прочих документов, инвестор должен представить положительное заключение Министерства экономики РФ, а также справки из своего банка (банков) об источнике валютных средств и об отсутствии нарушений валютного законодательства. Одним из нескольких возможных оснований применения данного порядка является, как отмечалось, осуществления взноса в капитал (приобретение акций или долей в капитале) офшорной компании. Понятие офшорной компании в документе не определено; на практике ЦБР использует ведущийся им же самим «черный список» офшорных зон (в настоящее время – в редакции Указания ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317-У).

Наконец, третий документ предусматривает уведомительный порядок совершения юридическими лицами прямых инвестиций (не менее 10%) в предприятия стран СНГ на сумму до 10 млн. долл. Это значит, что предварительное разрешение ЦБР в данном случае не требуется, но для совершения операции нужно представить в банк ряд подтверждающих документов, включая аудиторское заключение о стоимости приобретаемых активов. Резидент также обязан впоследствии представить в банк регистрационные документы по совершенной инвестиции (не позднее, чем через год). Если сумма инвестиции в страну СНГ больше или равна 10 млн., то разрешение ЦБР требуется, но оно выдается в упрощенном порядке (территориальным учреждением ЦБР и без обязательного заключения Минэкономики).

При этом допускается перевод валюты не в сами страны СНГ, а третьим лицам (например, приобретение доли в белорусском предприятии у голландской компании). Однако при этом обязательно нужно представить договор с тем нерезидентом, в капитал которого вносятся средства (в нашем примере – белорусского предприятия с российским резидентом).

Отметим, что для инвестиций юридических лиц в офшорные компании предусмотрен более жесткий, чем обычно, порядок выдачи разрешений, наравне с инвестициями в крупных размерах (более 1 млн. долл.), а также с инвестициями в финансовые и кредитные организации и в совместную деятельность. Практически получить разрешение ЦБР на инвестицию в офшор невозможно, если только нет очень специальных на то причин.

Как следует из определения, даваемого Законом, к валютным операциям относятся а) валютные вклады в капитал и б) приобретение акций (и других ценных бумаг) в валюте. Если же приобретается доля в капитале (а не акции) иностранной компании (например, общества с ограниченной ответственностью) и притом не за валюту (а, например, за имущество), то операция вообще не является валютной, не входит в сферу валютного контроля и тем более не требует никаких разрешений ЦБР. Пример – внесение трактора в уставный капитал казахского ТОО.

Указанные нормативные акты относятся к инвестициям юридических лиц (в первом письме этого формально не сказано, но и там постоянно идет речь об учредительных документах резидента, его балансе и т.п.). Какого-либо официального порядка для получения соответствующих разрешений физическими лицами не разработано - возможно, ввиду отсутствия спроса.

Надо полагать, в качестве своего рода компенсации были предусмотрены некоторые льготы для капитальных операций физических лиц.

Прежде всего, с 2001 г. резиденты – физические лица получили право без каких-либо специальных разрешений переводить валюту за границу, как на счета нерезидентов, так и на собственные (законным образом открытые) счета, с целью приобретения валютных ценных бумаг (включая акции иностранных компаний). Общая сумма переводов не должна превышать 75 тыс. долл. в год. Соответствующие поправки были внесены непосредственно в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Естественно, разрешены и обратные переводы в Россию при реализации этих ценных бумаг, а также и собственно передача прав собственности на эти ценные бумаги. В законе о последнем, правда, написать забыли, но ЦБР исправил дело своим нормативным актом (Положение 39, п. 1.1.11).

Кроме того, ЦБР любезно разрешил физическим лицам принимать валютные ценные бумаги от нерезидентов в дар (это – капитальная операция!) (там же, п. 1.1.12).

Как видим, ситуация здесь в некотором роде обратная ранее рассмотренной: физическим лицам разрешено приобретение за валюту ТОЛЬКО ценных бумаг, включая акции, но не долей в капитале товариществ, ООО и т.п.

Ни в одном из случаев, относящихся к капитальным операциям физических лиц, никакой дискриминации против офшорных компаний не предусмотрено: их акции можно приобретать и отчуждать без особых разрешений наравне с акциями «обычных» иностранных компаний (в установленных законом пределах).

3.       Отдельные виды операций с ценными бумагами

Операции с валютными ценными бумагами не регулируются единым нормативным актом. Отдельные виды таких операций описаны в различных документах ЦБР. Приобретение физическими лицами зарубежных ценных бумаг только что упоминалось. Не вдаваясь в подробности, кратко перечислим другие виды разрешенных операций:

-          кредиты банков под залог валютных ценностей (в том числе ценных бумаг) (Письмо Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. N 352);

-          реализация банком заложенных ценных бумаг, на которые обращено взыскание (Положение 39, п.1.1.8);

-          приобретение резидентами у уполномоченных банков (и наоборот) валютных векселей уполномоченных банков (не обязательно того же самого банка), а также погашение таких векселей (там же, п.1.1.9) (отметим неочевидную возможность приобретения векселя за рубли с дальнейшим погашением в валюте);

-          приобретение и отчуждение резидентами за рубли и валюту эмиссионных валютных ценных бумаг, например банковских облигаций (но только на организованном рынке ценных бумаг и через уполномоченные банки!), а также получение средств по таким бумагам (погашение облигаций) (там же, п.1.1.10);

-          операции с облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа (Письмо ЦБР от 13 апреля 1994 г. N 87);

-          операции с облигациями Внешэкономбанка (Положение ЦБР от 3 июля 1998 г. N 44-П).

Отметим одно важное обстоятельство: резиденты – юридические лица не имеют права покупать за рубли иностранную валюту для приобретения ценных бумаг. Технически это оформлено запретом на осуществление сделок с ценными бумагами со специального транзитного счета (см. ниже). Для таких операций могут использоваться лишь собственные валютные средства резидента, находящиеся на его текущем валютном счете (Информационное письмо ЦБР от 16 мая 2003 г. N 23, п.7).

Приобретение и продажа иностранной валюты

1.       Покупка валюты

Согласно Закону, порядок покупки валюты резидентами определяется ЦБР. Резидент – физическое лицо, в том числе предприниматель, всегда может за свои рубли купить в банке иностранную валюту, а также при желании продать ее (банк лишь сообщает в территориальное отделение ЦБР о сделках свыше 10 тыс. долл.). В случае юридических лиц это не так – они могут приобретать валюту только на определенных основаниях и в определенном порядке (Указание ЦБР от 20 октября 1998 г. N 383-У «О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»).

Покупка валюты, разумеется, совершается юридическими лицами в безналичном порядке через уполномоченные банки. Для этой цели банк открывает резиденту так называемый специальный транзитный валютный счет. На этот счет и зачисляется купленная за рубли валюта. Однако для ее приобретения резидент должен сообщить банку основание ее приобретения, а также представить подтверждающие документы.

Основанием может служить, по сути, любая разрешенная резиденту валютная операция: платеж по импорту, платеж за оказанные нерезидентом услуги, выплата дивидендов и процентов, возврат кредита и другие. Вообще говоря, основанием может служить любая текущая валютная операция, а также любая капитальная валютная операция, разрешенная нормативным актом или на которую у резидента имеется особое разрешение ЦБР. Однако юридическое лицо не может купить валюту «просто так», лишь для того, чтобы хранить деньги не в рублях.

Подтверждающие документы включают контракт, паспорт сделки (если речь идет об импорте), разрешение ЦБР (если оно нужно).

После поступления валюты на счет резидент должен в семидневный срок осуществить заявленный валютный платеж, либо продать валюту обратно. Перевести деньги на свой текущий валютный счет (см. ниже) он не может.

Отметим, что деньги при этом могут без ограничений конвертироваться из одной иностранной валюты в другую. Так, резидент может приобрести в банке доллары, но затем совершить платеж контрагенту в теньге, или наоборот (Указание ЦБР от 9 апреля 1999 г. N 535-У).

Кроме всего сказанного, для уменьшения риска невозврата валюты при импорте (точнее, неполучения соответствующего эквивалента за нее) государство в лице ЦБР сочло необходимым ввести депонирование средств при покупке валюты для целей импорта (Указание ЦБР от 17 декабря 2002 г. N 1223-У «Об особенностях покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию»).

Согласно Указанию 1223-У, юридическое лицо (резидент), покупающее валюту для целей импорта, обязано внести на депозит сумму в размере 20% этой сделки. Чтобы получить деньги обратно, резидент должен представить документы о ввозе товара (ГТД) либо обеспечить возврат валюты в случае неисполнения контракта (есть лишь отдельные исключения, такие как утрата груза вследствие форс-мажора, банкротство контрагента и т.п.).

Депозит не требуется, если резидент осуществляет платеж не в порядке предоплаты, а аккредитивом, или предоставляет гарантию иностранного банка по исполнению контракта, или страхует риск невозврата валюты, или имеет авалированный иностранным банком вексель нерезидента, или, наконец, имеет на это особое разрешение ЦБР. Если указанные документы покрывают не всю сумму сделки, а только ее часть, депозит уменьшается в соответствующей пропорции.

Существуют также ограничения при покупке резидентом – юридическим лицом валюты для оплаты нерезидентам услуг (работ, интеллектуальной собственности). А именно, для большинства видов услуг, если общая сумма договора превышает 10 тыс. долл., для покупки валюты требуется специальное заключение Минфина. (Указание ЦБР от 30 декабря 1999 г. N 721-У «О покупке юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности»).

2.       Продажа валюты

Резидент – физическое лицо, как уже отмечалось, может продавать валюту без ограничений (через банки). Юридическое лицо тоже всегда имеет право продать свою валюту, но в некоторых случаях ее продажа обязательна (частичная обязательная продажа валютной выручки, а также упоминавшаяся выше стопроцентная обратная продажа ранее купленной валюты по несостоявшимся сделкам).

Разумеется, продажа валюты юридическим лицом осуществляется в безналичном порядке через счет в уполномоченном банке. При этом ее можно продать как самому банку, так и на бирже, на межбанковском внебиржевом рынке и даже ЦБР, с его согласия, конечно.

Обязательная продажа части экспортной валютной выручки (до 30%) предусмотрена непосредственно Законом. В настоящее время норматив, установленный ЦБР – 25%. Обязательная продажа осуществляется в соответствии с Инструкцией 7 (Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»).

В соответствии с Инструкцией 7, все валютные поступления от нерезидентов, в том числе авансы и предоплата, подлежат обязательной продаже (в установленной ЦБР доле). Есть некоторые исключения, такие как взносы в капитал, поступления от продажи акций и облигаций, дивиденды, кредиты, а также благотворительные пожертвования. Разумеется, в этом случае резидент обязан документально подтвердить, что данное валютное поступление попадает под льготу. Валютные поступления от резидентов обязательной продаже не подлежат; однако напомним, что в большинстве случаев расчеты в валюте резидентам запрещены.

Технологически контроль обязательной продажи осуществляется при помощи так называемых транзитных валютных счетов. Банк открывает резиденту сразу два валютных счета: текущий и транзитный. Вся валютная выручка зачисляется на транзитный счет, затем производится обязательная продажа ее части, при этом полученные рубли зачисляются на расчетный счет, а остаток валюты – на текущий. И то, и другое может затем использоваться на любые цели, в соответствии с законодательством. В частности, средства с текущего валютного счета без ограничений могут использоваться для импорта, а также продаваться за рубли.

Таким образом, валюта на текущем счету находится в полном распоряжении резидента. Попасть же она туда может только в результате получения валютной выручки (после обязательной продажи ее части), но не в результате приобретения за рубли.

25 ноября 2003 г.

 

 

Вы можете загрузить текст этой статьи: Загрузить статью в формате Adobe Acrobat

Переслать ссылку на статью другу:

 

Материал подготовлен компанией Roche & Duffay
тел. (495) 790-2660; 926-2990
www.roche-duffay.ru

 

Мы будем Вам признательны, если Вы оцените эту статью:

Актуальность -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Полнота -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Качество -
+
изложения  
1
2
3
4
5
 

Комментарии:

Ваш e-mail? (необязательное поле)

 

 

 
 

Важное уведомление
Компания Roche & Duffay предпринимает все усилия по обеспечению достоверности и актуальности информации, представленной на этом сайте. Однако компания не принимает на себя финансовой и иной ответственности за результаты применения этой информации без предварительной консультации с компанией. Всем посетителям сайта настоятельно рекомендуется до принятия решения об открытии оффшорной компании, создании оффшорного траста, совершении оффшорных инвестиций, открытии счета за рубежом и т.д., проконсультироваться со специалистами по налоговому планированию.
Перепечатка и иное копирование материалов допускается только с разрешения Roche & Duffay.