Изменения в кипрском налоговом законодательстве

На Кипре недавно проведен ряд налоговых реформ. Большая часть поправок принята в августе 2011 года и вступает в силу либо немедленно, либо с января 2012 года. Другая часть принята в декабре 2010 года и действует с января 2011 года. Изменения внесены практически во все важнейшие налогово-правовые акты – в частности, в закон «О подоходном налоге»[1], «О специальном сборе на оборону»[2], «Об исчислении и уплате налогов»[3] и «О налоге на недвижимое имущество»[4].

Рассмотрим наиболее существенные из нововведений. 

Ежегодный корпоративный сбор

Начиная с 2011 года для всех компаний, зарегистрированных на Кипре, вводится обязанность по уплате ежегодного сбора в размере €350.

Компании, которые не ведут предпринимательскую деятельность или не имеют никаких активов, освобождаются от обязанности по уплате сбора. 

Для групп компаний установлен максимальный суммарный размер сбора - €20,000 (впрочем, для того чтобы воспользоваться этим преимуществом, группа должна включать не менее 57 компаний).

Сбор за 2011 год должен быть уплачен до 31 декабря 2011 года. За 2012 год и за последующие годы он должен уплачиваться до 30 июня соответствующего года.

В первый раз компания уплачивает сбор в году, следующем за годом регистрации. Например, компании, зарегистрированные в 2011 году, несут обязанность по уплате сбора начиная с 2012 года. 

В случае просрочки уплаты сбора с компании взимается штраф: 10% от суммы сбора, если просрочка составляет не более двух месяцев, и 30%, если просрочка составляет от двух до пяти месяцев. Если же платеж просрочен на пять месяцев и более, компания может быть удалена из реестра. Восстановление в реестре допускается при условии уплаты €500 за каждый год (в случае восстановления в течение первых двух лет после удаления) или €750 за год (если с момента удаления прошло более двух лет).

Сбор на оборону

А. Проценты

Как известно, сбором на оборону на Кипре облагаются получаемые резидентами Кипра проценты и дивиденды при некоторых условиях. (Кроме того, сбор взимается с арендных доходов, однако этот случай мы здесь рассматривать не будем.)

Проценты облагаются сбором на оборону по особой схеме. Так, если проценты получены от «обычной коммерческой деятельности» (или тесно связаны с ней), они освобождаются от сбора. В частности, от него освобождаются проценты, получаемые банками, финансирующими компаниями (в том числе занимающимися групповым финансированием), проценты, получаемые от торговых дебиторов, проценты, получаемые по расчетным банковским счетам, используемым для обычной коммерческой деятельности и т.д.

Другие виды процентов, т.е. полученные не от «обычной коммерческой деятельности» или не тесно связанные с ней, облагаются сбором на оборону.

Изменения, внесенные в закон «О специальном сборе на оборону», увеличивают ставку сбора с 10% до 15%.

Б. Дивиденды

Как уже упоминалось, сбор на оборону взимается на Кипре не только с процентных, но и с дивидендных доходов, получаемых кипрскими резидентами.

Дивиденды, получаемые резидентной компанией от другой резидентной компании, освобождаются от сбора.

Дивиденды, получаемые резидентной компанией от нерезидентной компании, также освобождены от сбора. Однако это освобождение не применяется, если иностранная компания:

  • занимается в основном инвестиционной деятельностью (дающей более 50% дохода) и
  • платит налоги по ставке, существенно ниже кипрской (которая, напомним, равна 10%).

Таким образом, сбор на оборону с дивидендов фактически уплачивают: а) физические лица, являющиеся резидентами Кипра и б) кипрские компании, получающие дивиденды от инвестиционных организаций из низконалоговых юрисдикций.

Ставка сбора на оборону с дивидендов, ранее составлявшая 15%, теперь увеличена до 17%.

Налог на недвижимое имущество

Повышение налоговых ставок затронуло и кипрскую недвижимость. Налог на недвижимость, взимаемый с расположенного на Кипре недвижимого имущества, находящегося в собственности физических или юридических лиц, будет теперь уплачиваться по новым ставкам. Помимо повышения ставок, в закон внесено еще одно изменение - снижена минимальная стоимость недвижимости, подлежащей налогообложению. Если раньше недвижимость ниже €170 тыс. освобождалась от налога, то теперь налогом на недвижимость будут облагаться все объекты дороже €120 тыс.

Новые уровни налоговых ставок и условия их применения представлены в таблице:

Стоимость недвижимости (по оценке на 1 января 1980 года)

Ставка

0 - €120.000

0

€120.000 - €170.000

0,4%

€170.000 - €300.000

0,5%

€300.000 - €500.000

0,6%

€500.000 - €800.000

0,7%

€800.000 и выше

0,8%

Новые ставки налога на недвижимость будут применяться начиная с 1 января 2012 года.

Прочие изменения

На все кипрские компании возложена обязанность вставать на учет в налоговых органах в течение 60 дней с момента инкорпорации. Аналогичная обязанность возлагается и на компании, которые были инкорпорированы за рубежом, но впоследствии стали налоговыми резидентами Кипра (например, в случае перевода головного офиса на Кипр) либо если у них возникло на Кипре постоянное представительство. 

Кроме того, в законодательство внесены новые требования, связанные с документальным подтверждением корпоративных расходов. Установлено, что затраты смогут учитываться в качестве расходов лишь при наличии счетов, чеков и иной обосновывающей документации.

Компании обязаны выпускать инвойсы не позднее 30 дней после соответствующих финансовых транзакций. Записи в бухгалтерские книги должны вноситься не позднее 4 месяцев с момента транзакции.

Налоговые декларации, подготовленные на основании проверенной аудитором финансовой отчетности, могут теперь подаваться в электронном виде, причем для электронных деклараций срок подачи продлен на 3 месяца.

Выводы

Итак, общий характер налоговых реформ очевиден: Кипр переходит в режим экономии и ужесточает контроль. Это с неизбежностью приведет к некоторому повышению издержек на администрирование кипрских компаний. Увеличение издержек будет происходить и в сегменте кипрской недвижимости, которая и без того переживает не лучшие времена. Впрочем, навряд ли в результате реформ Кипр утратит конкурентное преимущество по сравнению с другими низконалоговыми юрисдикциями. Общая стоимость администрирования кипрских компаний по-прежнему останется сравнительно невысокой, а благоприятное соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией обеспечит устойчивый интерес к этой юрисдикции.

 

Материал подготовлен компанией Roche & Duffay
тел. (495) 790-2660; 926-2990

[1] Income Tax Law 118(I), 2002.

[2] Special Defence Contribution Law 117(I), 2002.

[3] Assessment and Collection of Taxes Law No.4, 1978.

[4] Immovable Property Tax Law 1980.

 

Мы будем Вам признательны, если Вы оцените эту статью:

Актуальность -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Полнота -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Качество -
+
изложения  
1
2
3
4
5
 

Комментарии:

Ваш e-mail? (необязательное поле)

 

 

 
 

Важное уведомление
Компания Roche & Duffay предпринимает все усилия по обеспечению достоверности и актуальности информации, представленной на этом сайте. Однако компания не принимает на себя финансовой и иной ответственности за результаты применения этой информации без предварительной консультации с компанией. Всем посетителям сайта настоятельно рекомендуется до принятия решения об открытии оффшорной компании, создании оффшорного траста, совершении оффшорных инвестиций, открытии счета за рубежом и т.д., проконсультироваться со специалистами по налоговому планированию.
Перепечатка и иное копирование материалов допускается только с разрешения Roche & Duffay.