Обзор изменений законодательства некоторых  юрисдикций в 2008 году. Прогнозы на следующий год

1. Введение

2008 год оказался весьма богатым на события, которые оказали значительное влияние на жизнь офшорных юрисдикций.

Для офшорных стран год начался с информационного скандала, – выяснилось, что несколько лет назад база данных клиентов одного из крупнейших банков Лихтенштейна LGT была похищена одним из сотрудников, вскрыта и скопирована. В начале же 2008 года Правительство Германии признало, что, заплатив сумму от 4 до 5 миллионов Евро одному из иностранных сыскных агентств, получило доступ к похищенной информации,  касающейся счетов своих граждан. В июне специальная комиссия Сената США во главе с сенатором Левиным занялась расследованием этого дела и потребовала выдать информацию о счетах граждан США. Также более 300 состоятельных британцев,  данные о личностях которых были получены Британским Правительством  за сумму в 100 тыс. фунтов стерлингов у того же информатора, находятся под пристальным наблюдением Управления по налогам и сборам Её Величества.

Далее начался финансовый кризис, который подтолкнул правительства многих стран вновь обратить пристальное внимание на поиск всевозможных  источников дополнительного финансирования. Среди таких источников не последнее место досталось офшорным юрисдикциям – классическим «местам обитания» крупных частных капиталов, владельцы которых предпочитают держать их не в национальной экономике родной страны, а на безопасных, конфиденциальных счетах налоговых гаваней. Естественно, что в условиях кризиса отток капитала увеличивается, что может существенно усугубить ситуацию.

Рассмотрим далее, что произошло в наиболее интересных для целей международного налогового планирования юрисдикциях за уходящий год, и какие изменения они планируют в следующем.

2. Обзор изменений по юрисдикциям (США, Швейцария, Кипр, Люксембург, Великобритания, Нидерланды)

2.1. США

В этом году у США, как эпицентра начинающегося кризиса, не было времени совершенствовать свое корпоративное или налоговое законодательство, на повестке дня были и есть иные вопросы.

Однако Сенат нашел иные пути экономического влияния помимо законодательного процесса.

На основании расследования, проведенного сенатской комиссией, выяснилось, что некоторые инвестиционные банки разрабатывали и применяли схемы, позволяющие иностранным налогоплательщикам, в том числе офшорным хедж-фондам, ежегодно уклоняться от налогообложения дивидендов американских акций на миллионы долларов.

В связи с расследованием были собраны досье, где упоминались такие инвестиционные банки: Citigroup Inc., Deutsche Bank, Lehman Brothers, Merrill Lynch & Co. Inc., Morgan Stanley и UBS. Органы следствия заявили, что многие иностранные инвесторы никогда не выплачивали требуемый налог на дивиденды, во многом благодаря помощи работников банков и инвестиционных менеджеров.

В ситуации инвестирования в американскую компанию, которая выплачивает дивиденды акционерам, американское законодательство требует, чтобы иностранные инвесторы платили налоги с полученных дивидендов. Ставка налога на дивиденды, выплачиваемые за границу, составляет 30%, а для стран, с которыми заключен договор об избежании двойного налогообложения, она варьируется, но в большинстве случаев значительно ниже.

Мировая практика сложилась таким образом, что налоговые меры, применяемые правительством США зачастую в дальнейшем становятся примером для правительств других стран. Сейчас мишенью стали финансовые учреждения офшорных и низконалоговых юрисдикций. Специалисты отмечают, что это характерное поведение правительства и налоговых органов в условиях общего спада экономики.

2.2. Швейцария

Швейцария, несмотря на финансовый кризис, понижает налоги. Сейчас она борется за право стать наиболее привлекательной страной для фондовых управляющих. В середине сентября правительство Швейцарии совместно с несколькими группами из финансовой отрасли страны объявило о намерении изменить налоговое законодательство. Эта мера призвана привлечь хедж-фонды и частные инвестиционные фонды к размещению в Швейцарии, а не в других финансовых центрах, например, в Лондоне или в Нью-Йорке. Расположенная в Лондоне компания по управлению хедж-фондами Krom River уже объявила о своих планах по переезду головного офиса в одну из низконалоговых зон Швейцарии с целью уменьшения налоговых выплат. Компания, работающая два года и аккумулировавшая активы примерно на 453 млн английских фунтов, перевела свой офис в кантон Цуг.

Сегодня, как сожалеют профессионалы, условия для хедж-фондов в Швейцарии не слишком привлекательны. Причина этого в слишком высокой ставке налогообложения хедж-фондов, составляющей 40% или более, в зависимости от кантона, которая влияет на комиссионные управляющих, которые, в свою очередь, обычно составляют 20% от результата самого фонда. Налогообложение хедж-фондов составляет 12% в Нью-Йорке, 10% в Лондоне и 26% в Париже.

Переезд небольших по объему операций хедж-фондов из британской столицы в Лугано уже начался. Помимо Krom River, переехавшего в кантон Цуг, в числе первых ласточек - Insch Capital и компания DFL.

Снижение налогового бремени для управляющих хедж-фондов и других частных инвестиционных компаний с 40-50% до 15-20% приведет налогообложение в примерное соответствие с такими финансовыми центрами-конкурентами, как Лондон и Нью-Йорк.

Швейцария является вторым после США крупнейшим инвестором хедж-фондов: инвестиции из нее в хедж-фонды составляют около 200 млрд долларов из общемировых 600 млрд. Несмотря на это, из девяти с половиной тысяч хедж-фондов во всем мире лишь 40-50 находятся в Швейцарии.

Также в феврале 2008 года в Швейцарии был проведен референдум, касающийся реформирования системы налогообложения корпораций. На нем были одобрены следующие изменения, которые вступят в силу с 1 января 2009 года:

  • снижение порога квалифицированного участия (то есть необходимого порога вложения средств в компанию) для освобождения  от налогообложения дивидендов. На данный момент порог составляет 20% от рыночной стоимости или 2 млн. швейцарских франков, планируется снижение до 10% рыночной стоимости или 1 млн. швейцарских франков. Также предусмотрено изменение порога участия  в капитале компании для целей налогообложения прироста капитала (capital gains). В данной ситуации порог будет снижен с 20% до 10% ;
  • возможность зачета налога на капитал (net wealth tax) из суммы подоходного налога (income tax) для юридических лиц, но это зависит от усмотрения кантонов. Смысл реформы состоит в том, что если сумма подоходного налога больше суммы налога на капитал, то налог на капитал не уплачивается, а если меньше, то уплачивается только недостающая разница. По сути, это означает отмену налога на капитал для высокоприбыльных компаний;
  • благоприятная оценка для налогообложения ценных бумаг, рассматриваемых в качестве коммерческого актива (не по их реальной, а по номинальной стоимости);
  • освобождение от налога у источника (withholding tax) выплат акционерам из средств добавочного капитала (paid-in surplus). Как известно, собственный капитал компании состоит из уставного (номинального) капитала, добавочного (то есть тех средств, которые инвесторы дополнительно внесли, например, в случае оплаты разницы при покупке акций по цене выше номинальной), и полученной прибыли. До реформы от налога у источника при выплате освобождался только уставный капитал, который мог быть распределен, например, в случае ликвидации компании. Теперь также не подлежат налогообложению средства, выплачиваемые из добавочного капитала.
  • повышение порога уставного капитала, устанавливаемого для целей налогообложением гербовым сбором (stamp duty), с 50 тыс. швейцарских франков до 1 млн.

В этом году Швейцария провела несколько раундов переговоров с Еврокомиссией по поводу кантональных мер по налогообложению смешанных и холдинговых компаний, которые, по мнению Еврокомиссии,  являются разновидностью государственной помощи, несовместимой с Соглашением о свободной торговле 1972 года. Как и следовало ожидать, «переговоры улучшили взаимопонимание обеих сторон по рассмотренным вопросам». Это означает, что спор Берна и Брюсселя по болезненному вопросу налогообложения из тупика так и не вышел, и Швейцария не собирается изменять собственное законодательство, так как Соглашение охватывает лишь торговлю определенными товарами и не предусматривает гармонизацию законов о конкуренции.

Определенные изменения произошли в отношениях с американскими клиентами у банка UBS, который сообщил на слушании по проблеме уклонения от уплаты налогов иностранцами, что все частные банковские счета резидентов США будут закрыты. Это решение принято в связи с уже упоминавшимся расследованием Сенатской комиссии, когда стали поступать сообщения о том, что значительная сумма доходов граждан США скрыта от налоговых органов и размещена на счетах в Швейцарии. Банковские работники были встревожены такими сообщениями, восприняв эти обвинения как сомнения в этичном поведении самого персонала банка. Управляющие органы поспешили заверить, что данная ситуация никак не связана с ненадлежащими действиями банковских служащих. Руководство банка решило больше не оказывать банковские услуги американским резидентам через филиалы банка в Америке. Более того, служащим швейцарских подразделений банка не разрешается выезжать в США для встречи с американскими клиентами. Тем не менее, особенно отмечен был факт, что эти меры не должны повлечь за собой возникновение проблем в сфере экономического сотрудничества между двумя странами. По последней информации, UBS признал незаконными некоторые проведенные операции, и теперь ему все же будет необходимо раскрыть информацию американским следователям, и вопрос лишь в том, каков будет объем этой информации – США хотят получить сведения о 17 тысячах американских клиентов, UBS пока готов раскрыть информацию лишь о нескольких сотнях.

Также касательно активности ЕС по поводу изменения Директивы «О налоге на сбережения» представители Швейцарии настаивают на том, что они не обязаны вступать в переговоры с ЕС о пересмотре соглашения о налогообложении вкладов ранее 2013 года.

2.3. Кипр

Кипр с 1 января 2008 года вошел в зону Евро. Кипрский фунт прекратил свое существование и единственным законным средством платежа на территории Республики Кипр с 1 января 2008 является Евро. В связи с данными изменениями внесены и соответствующие изменения в корпоративное законодательство Кипра. В соответствии со статьей 18 параграфа I Закона №33 все кипрские компании, чей капитал по состоянию на 1 января 2008 номинирован в кипрских фунтах, должны конвертировать его в Евро. Конвертация осуществляется путем умножения суммы уставного капитала в кипрских фунтах на установленную Законом ставку конвертации в размере 0.585274.

Перевод уставного капитала кипрских компаний в Евро в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Регистре компаний в срок, не позднее 31 декабря 2008. Любая компания, не осуществившая перевод уставного капитала в Евро в эти сроки, будет считаться нарушившей корпоративное законодательство Кипра, в связи с чем станет невозможным получение таких документов, как Certificate of Good Standing и Tax Residence Certificate. Документом, подтверждающим факт конвертации уставного капитала для каждой компании, будет являться новый Сертификат об акционерах, выпущенный Регистром компаний, а также отмена прежних и выпуск новых сертификатов акций, номинированных в Евро.

Также с 1 января 2008 года Кипр вошел в «черный список» Минфина РФ, как государство, не предоставляющее информацию о счетах и вкладчиках. Нахождение Кипра в российском «черном списке» нежелательно как для Кипра, так и для России. По статистике за 2007 год, опубликованной на сайте Госкомстата, инвестиции в Россию с Кипра составляют 17,1%, уступая лишь  Великобритании, чья сумма инвестиций составляет 21,8%.

Уже в сентябре Правительство Кипра вводит в действие поправки к налоговому законодательству, в соответствии с которыми отныне в сфере обмена информацией будут действовать правила Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). Налоговые органы Кипра будут передавать информацию госорганам других стран, с которыми заключено взаимное соглашение. Предоставление информации будет осуществляться только с санкции прокурора. Запрос такой информации должен будет отвечать некоторым требованиям: в нем должны содержаться необходимые обоснования, и декларация, подтверждающая, что все остальные меры по получению данных оказались не эффективными.

Эти меры направлены на то, чтобы увеличить прозрачность финансовой системы страны, доказать выполнение мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Также данная мера должна побудить некоторые страны, например США, исключить Кипр из «черных списков».

Касательно проекта бюджета Министр финансов Кипра г-н Шарилаос Ставракис решил не вносить в бюджет 2009 года поправки относительно налоговых льгот, несмотря на прогнозируемый уже третий год подряд профицит бюджета. Г-н Ставракис указал приверженность правительства своей цели, а именно поддержанию финансового профицита, который может достигнуть 0,7% от ВВП к 2009 году.

2.4. Люксембург

В Люксембурге в начале года вступил в силу новый закон о Специализированных Инвестиционных Фондах. Это инвестиционный инструмент, предназначенный лишь для квалифицированных инвесторов, и потому подлежащий меньшей степени государственного регулирования, чем «обычные» инвестиционные фонды. В специализированный инвестиционный фонд допускаются лишь квалифицированные инвесторы. Квалифицированными инвесторами, имеющими право на участие в компании, являются институциональные и профессиональные инвесторы (страховые компании, пенсионные фонды и т.д.), а также физические лица, согласившиеся считать себя квалифицированными и вложившие в компанию не менее 125 тыс. евро (либо их опыт подтвержден финансовым институтом).Капитал компании не должен быть менее 1 млн. евро.

Закон об Специализированных Инвестиционных Фондах заменил закон июля 1991 г. о коллективных инвестиционных схемах для институциональных инвесторов. Однако основные положения закона 1991 года сохранись в том или ином виде в новом законе, таким образом «старые» компании не должны менять правовую базу своей деятельности.

Основные преимущества нового закона заключаются в следующем:

  1. В законе предлагается множество новых характеристик, включая более широкое определение «квалифицированных инвесторов», к числу которых относятся и профессиональные, и частные «хорошо осведомленные» инвесторы;
  2. Управляющие специализированных инвестиционных фондов, так же как депозитарии и аудиторы, должны быть одобрены комиссией по надзору за финансовым сектором. Однако учредители не относятся к числу тех, кто должен быть одобрен комиссией.
  3. Инвестиционная политика специализированного инвестиционного фонда регулируется гораздо мягче, чем для «обычных» фондов и даже чем для компаний инвестиций в рисковый капитал (SICAR). По существу, допускаются любые виды инвестиций, включая ценные бумаги, инструменты денежного рынка, хедж-фонды, прямые инвестиции.

С 1 января 2009 года ожидаются следующие налоговые нововведения:

  1. Отмена налога у источника при выплате дивидендов компаниям, являющимся резидентами стран, с которыми Люксембург заключил соглашения об избежании двойного налогообложения.
  2. Снижение ставки налога на прибыль предприятий с 22% до 21%, что приведет к снижению консолидированной ставки на прибыль предприятий с 29,63% до 28,59% (т.е. налог на прибыль предприятий вместе с коммунальным налогом на прибыль предприятий для города Люксембурга).
  3. Отмена 0,5% налога на уставной капитал, выплачиваемый при создании компаний и при увеличении их уставного капитала.
  4. Дальнейшее улучшение уже существующего благоприятного режима налогообложения объектов интеллектуальной собственности путем их освобождения от налога на собственный капитал предприятия (т.е. реальная ставка налога на прибыль в Люксембурге, применяемая к доходам, полученным от эксплуатации объектов интеллектуальной собственности, примерно будет равна 6%).

2.5. Великобритания

Закон о Бюджете, принятый в июле 2008 года,  довольно сильно меняет налоговую картину в Великобритании. В отличие от бюджетных законопроектов прошлых лет в этом году были затронуты интересы почти всех категорий налогоплательщиков.

Основные изменения были следующими:

  • Налог на доходы (income tax) для физических лиц достигает 20%, начальная ставка в 10% ликвидируется.
  • Корпоративный налог (corporation tax) для крупных компаний устанавливается в размере 28% на следующий год. Для малых предприятий этот налог составит 21%.
  • Единая ставка налога на прирост капитала для физических и юридических лиц составит 18%. Для предпринимателей предусматривается следующая льгота – на доход в размере до 1 млн. фунтов ставка налога на прирост капитала составит 10%. Для физических лиц предусматривается необлагаемый налогом минимум в 9600 английских фунтов.

Планируется повышение акцизного сбора на алкогольную продукцию впервые начиная с 1997 года.

Также был введен новый налог с иностранцев.

Вообще, личный подоходный налог уплачивает все население Великобритании. Существует подразделение на резидентов и нерезидентов. Доходы резидента Великобритании подлежат обложению независимо от источника их возникновения. Нерезидент уплачивает налоги в Великобритании лишь с доходов, полученных на территории этой страны.

В это же время английское налоговое право предусматривает еще одно понятие – “domicile”, которое означает, что человек имеет собственное жилище на территории Великобритании. Таким образом, иностранцы, проживая на территории Великобритании в арендуемом помещении или отеле, могли не платить налоги на свои всемирные доходы.

 В соответствии с новыми правилами, проживающие более семи лет в Британии граждане других государств должны будут платить налог на всемирный доход, учитывая все те денежные поступления, которые они получают за пределами Великобритании. Альтернативой налогу будет сумма в 30 тыс. фунтов стерлингов ежегодно, независимо от суммы доходов за пределами Великобритании. Правила действуют в отношении людей, доход которых за пределами Великобритании составляет более 1 тыс. фунтов стерлингов в год.

С 1 октября 2008 года вступили в силу изменения в корпоративном законодательстве. До указанной даты разрешалось, чтобы все директора английских компаний были юридическими лицами, но после 1 октября 2008 года, по крайней мере, один из директоров должен в обязательном порядке являться физическим лицом.

Также меняются властные полномочия Управления по налогам и таможенным сборам. Новые штрафные санкции распространяются на все виды налогов. Штрафы планируется ввести для тех налогоплательщиков, которые не уведомили вовремя налоговый орган о существовании у них налоговых обязательств либо о налоговой задолженности.

Кроме того, Управление получит более широкие полномочия по проведению официальных проверок, включая возможность доступа в служебные помещения налогоплательщиков, собирание информации, проверка архивов и баз данных.

Предполагается дальнейшее изменение и внесение доработок в нормы права регулирующие налогообложение лиц, не являющихся резидентами, либо резидентов, постоянно проживающих за границей. Но данные изменения будут воплощены уже в Бюджетном Законе следующего года.

Управление по налогам и таможенным сборам намеревается принудительно ввести в действие порядок подачи документов в онлайновом режиме. Такой порядок будет применяться для налога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость и налога из заработной платы (трудовой налог, вычитаемый у источника выплаты зарплаты).

Переход на онлайновый режим подачи налоговых документов будет осуществляться в течение года. В отношении физических лиц не планируется принуждение к онлайновой форме подачи документов. Возможность выбора у граждан останется.

Крайний срок подачи налоговой декларации в бумажном виде для физических лиц будет приходиться на 31 октября, а крайний срок подачи налоговой декларации онлайн перенесен на 31 января года, следующего за отчетным.

2.6. Нидерланды

Нидерланды в этом году заключили двусторонние соглашения об обмене информацией с Гернси, Канадой и Испанией, также начали переговоры с Объединенными Арабскими эмиратами.

Три острова из группы Нидерландских Антильских островов: Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба (совместно называемые BES), могут пополнить список оффшоров после того, как они получат новый конституционный статус.

Вместе с карибским островом Аруба и Нидерландскими Антильскими островами, Нидерланды составляют государство Королевство Нидерландов (Koninkrijk der Nederlanden). Отношения между членами королевства регулируются Уставом королевства Нидерландов (Statuut voor het Koninkrijk der Nederlanden), принятым в 1954 году.

Представители голландского правительства привлекают правительства островов к созданию новых законов о финансовых рынках, которые будут регулировать все от инвестиций и банков до страхования. Также изучается вопрос введения евро на Бонайре, поддерживающей значительные торговые и туристические связи с Нидерландами.

В настоящее время на островах, составляющих Нидерландские Антильские острова, происходит фундаментальная конституционная реформа. После ряда референдумов с 2000г. по 2005г. было принято решение о том, что Кюрасао и Сант-Маартен станут отдельными субъектами в составе Королевства по модели Арубы и Нидерландов, а острова Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба войдут в Нидерланды. Вступление в силу конституционных поправок был назначено на 15 декабря 2008 года, но теперь отложено до середины 2009 года.

3. Краткая характеристика активности ЕС и международных организаций касательно антиофшорного регулирования

В связи с кризисом значительно активизировали свою деятельность межгосударственные структуры, такие как Еврокомиссия, МВФ, ОЭСР, ФАТФ, Европейский совет министров Финансов, практически все финансовые организации, которые каким-либо образом могут повлиять на обращение средств налогоплательщиков.

В связи с усилившимся давлением межгосударственных структур возросло число договоров об обмене налоговой информацией, подписанных в этом году. ОЭСР также сообщила, что есть и иные успехи на пути к большей открытости: «Кипр и  Мальта устранили последние препятствия полному обмену информацией; Бельгия договорилась о заключении своего первого налогового соглашения с полным обменом информацией; Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты внедряют стандарты ОЭСР; а правительство Гонконга недавно начало пересмотр своей политики относительно обмена информацией».

Еврокомиссией в ноябре этого года был представлен проект поправок к Директиве ЕС «О налоге на сбережения» (EU Saving Tax Directive). В настоящее время она применяется к физическим лицам-резидентам любой страны члена ЕС, получающим процентный доход со сбережений в любой форме, депозитных счетов и пр. Директива предусматривает либо уплату налога у источника, либо обмен информацией о вкладчиках, имеющих счета в банках стран ЕС, со страной такого вкладчика. Она не касается выплаты дивидендов и доходов с капитала, а также таких инструментов налогового планирования, как фонды и трасты. Некоторые страны, подписавшие директиву, не раскрывают налоговую информацию, а взимают налог у источника. Для изменения налоговых правил ЕС необходимо единогласное решение всех стран-членов Евросоюза. Австрия, Бельгия и Лихтенштейн уже высказались против пересмотра директивы. Представители Швейцарии объявили об увеличении налоговых сборов по директиве ЕС, а именно об увеличении поступлений от налога у источника. Проект поправок к директиве должен быть одобрен всеми странами Евросоюза.

4. Анализ произошедших изменений (причины)

Причинно-следственную связь между произошедшими изменениями в законодательстве юрисдикций, интересных для международного налогового планирования и ситуацией, сложившейся в 2008 году, можно охарактеризовать следующим образом.

По сути, наступивший финансовый кризис лишь обострил ранее существовавшую главную экономическую проблему – несбалансированность мировой экономики, свой вклад в создание которой внесли и офшорные  юрисдикции. Это обострение вылилось в повышение активности высоконалоговых государств, которые совершенствуют свое корпоративное и налоговое законодательство, не желая допустить утечки капиталов в налоговые гавани. Также активизировалась деятельность международных организаций, таких, как ФАТФ и ОЭСР, борющихся против отмывания криминальных капиталов, за справедливые экономические условия и недопущение налогового демпинга. Соответственно, сами офшорные юрисдикции также не могли остаться в стороне, они вынуждены были принять меры, обусловленные давлением мирового сообщества.

5.Прогнозы

Таким образом, основываясь на проведенном анализе произошедших изменений, можно сделать следующие прогнозы относительно дальнейшего развития событий в офшорных юрисдикциях:

  • высока вероятность ужесточения налогового законодательства практически всех европейских юрисдикций;
  • ожидается снижение уровня конфиденциальности даже в классических, закрытых для «уполномоченных органов» офшорных зонах и, таким образом, «обеление» европейских оффшоров – это явится последствием увеличения числа соглашений об обмене налоговой информацией и давлением международных организаций;
  • возможно частичное сохранение своих преимуществ неевропейскими офшорными зонами, однако продолжительность сохранения такого status quo определить сложно.

Материал подготовлен компанией Roche & Duffay
тел. (495) 790-2660; 926-2990

 

Мы будем Вам признательны, если Вы оцените эту статью:

Актуальность -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Полнота -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Качество -
+
изложения  
1
2
3
4
5
 

Комментарии:

Ваш e-mail? (необязательное поле)

 

 

 
 

Важное уведомление
Компания Roche & Duffay предпринимает все усилия по обеспечению достоверности и актуальности информации, представленной на этом сайте. Однако компания не принимает на себя финансовой и иной ответственности за результаты применения этой информации без предварительной консультации с компанией. Всем посетителям сайта настоятельно рекомендуется до принятия решения об открытии оффшорной компании, создании оффшорного траста, совершении оффшорных инвестиций, открытии счета за рубежом и т.д., проконсультироваться со специалистами по налоговому планированию.
Перепечатка и иное копирование материалов допускается только с разрешения Roche & Duffay.