Швейцария: новый закон о раскрытии налоговой информации

История принятия

В начале 2009 Швейцария приняла решение перенять стандарт ОЭСР по вопросам административной помощи по налоговым делам (ст. 26 Типовой Конвенции ОЭСР). С этого момента был перезаключен ряд Соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН), включающих соответствующую материально - правовую оговорку. Как правило, это обязательства договаривающихся стран касательно обмена информацией по налоговым вопросам. Для Швейцарии, право которой раньше было нацелено, наоборот, на непредоставление информации о клиентах банков и налогоплательщиках, это большой шаг в области международного сотрудничества. Для осуществления обмена информацией в рамках СИДН и стандарта ОЭСР был необходима разработка закона, который бы регулировал процедуру обмена сведениями. Сначала, в октябре 2010, было принято временное положение об административной процедуре по предоставлению информации. Затем началась разработка нового законопроекта, который был принят Федеральным Собранием 28 сентября 2012. В январе 2013 истек срок для факультативного референдума (который так и не собрался), и с 1 февраля 2012 новый Закон об административной помощи по налоговым вопросам (Steueramtshilfegesetz, StAhiG, далее - Закон) вступил в силу, отменив действие временного положения. За время обсуждения законопроекта ст. 26 Конвенции ОЭСР, а также комментарии к ней были несколько изменены: в июле 2012 появился новый стандарт правовой помощи[1]. Была закреплена возможность направления в соответствующие органы государства т.н. "групповых запросов" - т.е. запросов, касающихся группы налогоплательщиков, а не конкретного лица. Новый швейцарский закон также учел это положение.

Общая характеристика закона

Сам Закон небольшой: всего 25 статей, а также 2 приложения: изменения, вносимые в существующее законодательство (Закон о судебной системе, Закон о таможне, Закон об НДС, Закон о налогообложении процентов, Федеральное постановление о введении международного соглашения об избежании двойного налогообложения), и Положение об административной помощи по групповым запросам в соответствии с международными налоговыми соглашениями (вступило в силу вместе с самим Законом 1 февраля 2013, далее - Приложение).

Закон применяется в отношении СИДН, а также других международных договоров (например, налоговые соглашение между Швейцарией и ЕС), которые предусматривают обмен информацией по налоговым вопросам. В случае, если международный договор Швейцарии содержит иное положение о процедуре обмена информацией, применяться будет этот договор.

Передача информации по закону осуществляется на основании трех принципов: непрерывность оказания правовой помощи, передача сведений только по запросам, а главное - запрет передачи информации о лицах, о которых не идет речь в запросе. Последний принцип важен еще и в контексте закрепляемой Законом и Положением возможности направления в Швейцарию групповых запросов: лицо, о котором направляется информация, должно полностью подходить под описание, указанное в запросе.

Общие требования к запросу

В первую очередь, в запросе должно указано лицо, в отношении которого он направляется. Лицо может быть названо по имени либо определено путем описания (см. ниже). Помимо описания лица, в отношении которого запрашивается информация, в запросе должно быть указано его обоснование: налоговая цель запроса, основания предполагать, что информация находится именно в Швейцарии, а также потенциальных обладателей этой информации. Также запросом должна подтверждаться его законность, соответствие всем указанным требованиям, а также подтверждение того, что государство уже исчерпало все внутренние процедуры и возможные источники для получения этой информации.

Отдельно оговаривается, что не предоставляется информация с целью исследования, а также если эта информация не входит в перечень предоставляемой в рамках применимого двустороннего соглашения, или если получение такой информации требует совершения действий, являющихся, по Швейцарскому праву, незаконными. Дополнительной гарантией является то, что запрашивающие органы не имеют права требовать ознакомления с самими документами, содержащими информацию, а также личного присутствия представителя при административной процедуре.

Требования к групповому запросу

Описание лиц, в отношении которых направляется групповой запрос, дается с помощью "образца поведения" (абз. 1 п. 1 Положения), который должен указывать на то, каким образом происходит нарушение налогового законодательства. Такими указаниями могут служить, по мнению некоторых швейцарских аналитиков[2], просьба клиента банка отсылать ему банковские документы "до востребования" или незаполнение им нужных бланков.

Запрос должен быть составлен таким образом, чтобы возможно было установить группу лиц, в отношении которой запрашивается информация. Если в запросе идет речь о конкретном лице, но не определен банк (банки), швейцарские налоговые службы не обязаны проверять все банки (которых более трехсот), действующие на территории Швейцарии[3]. Но если число банков ограничено и запрос должным образом обоснован, швейцарские налоговые службы должны запросить соответствующую информацию.

Отсутствие четкой законодательной формулировки повлекло жесткую критику закона (в частности, со стороны либеральной "зеленой" партии): пока сложно провести грань между такими групповыми запросами и т.н. "рыболовной экспедицией" (fishing expedition) - необъективным расследованием, которое направлено на неопределенный круг лиц, и зачастую влечет необоснованные придирки. Тем не менее, во всех комментариях к закону, а также к соглашениям Швейцарии, содержащим такое положение, неоднократно подчеркивается отличие групповых запросов от "рыболовных экспедиций", незаконность и недопустимость последних.

Процедура передачи информации

Информацию, которая требуется иностранным органам, Швейцарская налоговая служба (ШНС) может запросить у лиц, интересы которых затрагиваются запросом, у лиц, обладающих этой информацией (например, у банков), а также у кантональных и федеральных налоговых и других органов. В целом, процедура одинакова. Однако, при получении информации непосредственно от лица, о котором идет речь в запросе, ШНС информирует местную налоговую службу о проводимых мерах (например, о проверке бухгалтерских документов) и дает ей возможность принять в них участие. В случае, если лицо, о котором идет речь в запросе, или лицо - обладатель информации отказывается предоставить нужные сведения в установленный срок, оно подлежит наложению штрафа в размере 10000 франков.

Что касается непосредственно процедуры передачи информации, она бывает двух видов: упрощенная и обычная. Упрощенная процедура - это передача сведений с согласия лица, о котором запрашивается информация. Согласие является безотзывным. Можно дать согласие и в отношении части запрашиваемой информации: в этом случае, по упрощенной процедуре будет передана только эта часть.

По обычной процедуре лицу, о котором запрашивается информация, направляется соответствующий приказ, о котором ставятся в известность налоговые органы кантона. Если это лицо - нерезидент, то информирование осуществляется через его контактное лицо в Швейцарии или путем публикации в официальной газете (Bundesblatt). Запросы госорганов не облагаются платой, однако, в случае, если издержки достигли нестандартного размера или если лицо препятствовало своим незаконным поведением передаче информации, на него могут быть возложены все издержки по запросу.

Как сам приказ, так и связанные с ним постановления (например, о применении принудительных мер) могут быть обжалованы в течение 10 дней, однако только вместе с основным приказом. Жалоба обладает отлагательным действием, т.е. до вынесения по ней решения все действия органов в отношении запрашиваемого лица приостанавливаются. Единственный запрос, на который нельзя подать жалобу - это запрос собственно швейцарского органа в адрес иностранной инстанции о предоставлении информации. Стоит, однако, отметить, что, по оценке некоторых швейцарских юристов, такое обжалование редко дает положительный результат и, если и позволяет выиграть время, то очень незначительное (2-3 месяца)[4].

Для полученной в ходе запроса информации действуют следующие правила касательно ее дальнейшего использования в Швейцарии:

  • Швейцарскими налоговыми органами может далее использоваться только та информация, которая была передана.
  • Банковская информация может использоваться в дальнейшем швейцарскими налоговыми органами, только если она могла быть получена и по внутреннему швейцарскому законодательству.
  • В судебном (административном) процессе против запрашиваемого лица полученная информация может использоваться только с его согласия или если она могла быть получена и без его участия.
  • Швейцарские органы могут запрашивать только ту банковскую информацию у иностранных органов, которая могла бы быть получена в Швейцарии по швейцарскому праву.

Банковская тайна

Швейцария долгое время была финансовым оазисом Европы именно благодаря высокому уровню защиты банковской тайны. Однако, под давлением других европейских стран, в Швейцарии постепенно начали смягчаться высокие стандарты ее защиты. В основном, "размягчение" банковской тайны закрепляется в двусторонних СИДН. В новом законе также затрагивается эта животрепещущая тема. В частности, закрепляется, что информация, касающаяся сведений, содержащих банковскую тайну, может быть получена с помощью применения принудительных мер. Это положение, безусловно, ограничивается гарантиями, содержащимися в других административных актах Швейцарии - в частности, гарантии соблюдения банковской тайны даны в Законе об административной процедуре и Законе об административных наказаниях. По общему правилу[5], в случае, если лицо возражает против исследования документов, документы опечатываются и находятся под охраной до решения суда.

Кроме того, сам закон содержит оговорку о том, что запрос о получении информации касательно банковских сведений может быть принят на обработку только в том случае, если его выполнение не нарушает законодательства Швейцарии. Поскольку положения Закона являются общими по отношению к положениям СИДН, применяться могут только те принудительные меры, и только в связи с теми налогами, которые указаны в СИДН. Как правило, это налог на прибыль и налог на имущество. Кроме того, со вступлением в силу Закона, вносится соответствующее изменение в Закон об НДС от 2009 г. и Закон о таможне от 2005 г. (новая ст. 75а Закона об НДС о международной помощи предусматривает оказание административной помощи аналогично новым положениям Закона о таможне. Все нововведения, разумеется, опираются на Закон об оказании административной помощи по налоговым делам).

Действие закона во времени

Одним из спорных моментов при обсуждении закона являлась дата, начиная с которой возможно отправление таких запросов. Рассматривалось три варианта: 18 июля 2012 - момент, когда возможность направления таких запросов была закреплена в ОЭСР, 28 сентября 2012 - дата принятия Закона и 1 февраля 2013 - дата вступления Закона в силу. В комментариях к закону финансовый министр Швейцарии Эвелин Видмер - Шлумпф склонялась к третьему варианту, однако, на данный момент в Постановлении Бундесрата сказано, что групповые запросы могут касаться информации по делам, начиная с 28 сентября 2012. Критика этого положения касалась, во-первых, "переходного периода" с сентября по февраль- по какой процедуре должен был отправляться запрос, а, во-вторых, обратной силы закона, т.к. официально вступивший в силу с 1 февраля Закон будет распространять свое действие на события, возникшие до этой даты.

Проблема решена однозначно только для стран, которые ранее заключили со Швейцарией СИДН, содержащие возможность направления таких групповых запросов: для них дата, с которой возможно направлять групповые запросы установлена в самом соглашении. К примеру, такая возможность предусматривается в соглашении Швейцарии и США (в редакции Протокола 2009), Швейцарии и Ирландии.

Заключение

В целом, можно констатировать, что Швейцария все охотнее идет на сотрудничество в области предоставления информации. Новым Законом решается проблема, стоявшая в швейцарском праве достаточно давно: Швейцария могла запросить и передать в иностранное государство такую информацию, которую сама не могла получить в соответствии со швейцарским правом. Теперь полученной в ходе запроса информацией могут пользоваться и швейцарские органы.

Несмотря на все положительные стороны закона, зарубежные (особенно французские) юристы критикуют положения нового закона, поскольку они обязывают швейцарские органы информировать запрашиваемое лицо о направлении ему запроса - это дает возможность нарушителям уничтожить доказательства. Тем не менее, Закон об оказании правовой помощи является еще одним шагом на пути развития международного сотрудничества Швейцарии в области предоставления информации по налоговым вопросам.

[1] официальная информация ОЭСР от 17.07.12: "Update to Article 26 of the OECD Model Tax Convention and its commentary" - http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/120718_Article%2026-ENG_no%20cover%20%282%29.pdf

[2] "Steuerstreit: Amtshilfegesetz tritt ab 1. Februar 2013 ins Kraft" - Cash / 18.01.12 - http://www.cash.ch/news/alle-news/chsteuerstreit_amtshilfegesetz_tritt_ab_1_februar_in_kraft-3019537-448

[3] Комментарий Бундесрата (Федерального Правительства) Соглашения между Швейцарией и Ирландией Botschaft vom 23. Mai 2012 zur Genehmigung eines Protokolls zur Änderung des Doppelbesteuerungsabkommens zwischen der Schweiz und Irland (BBl 2012 5743).

[4] К. Петер, И. Хубер "Административная и правовая помощь в области банковского, биржевого и налогового права между Швейцарией и Россией (последние изменения)" "Банковское право" № 1, 2012

[5] Ст. 50 Закона об Административных наказаниях (SR 313.0 - BG vom 22. März 1974 über das Verwaltungsstrafrecht)

 

Мы будем Вам признательны, если Вы оцените эту статью:

Актуальность -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Полнота -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Качество -
+
изложения  
1
2
3
4
5
 

Комментарии:

Ваш e-mail? (необязательное поле)

 

 

 
 

Важное уведомление
Компания Roche & Duffay предпринимает все усилия по обеспечению достоверности и актуальности информации, представленной на этом сайте. Однако компания не принимает на себя финансовой и иной ответственности за результаты применения этой информации без предварительной консультации с компанией. Всем посетителям сайта настоятельно рекомендуется до принятия решения об открытии оффшорной компании, создании оффшорного траста, совершении оффшорных инвестиций, открытии счета за рубежом и т.д., проконсультироваться со специалистами по налоговому планированию.
Перепечатка и иное копирование материалов допускается только с разрешения Roche & Duffay.