Изменения налогового законодательства РФ

26 ноября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который был опубликован в Российской газете 27 ноября 2008 г.

Закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением статей 3 и 7, вступивших в силу со дня официального опубликования, и ряда других положений, вступающих в силу в более поздние сроки.

По сообщению Пресс-службы Кремля, Федеральным законом предусматривается большое число изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, часть из которых направлена на поддержку российских налогоплательщиков в условиях сложной экономической ситуации.

Рассмотрим некоторые из внесенных изменений.

  • С 1 октября 2008 года акты, улучшающие положение налогоплательщиков, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Принятым Законом вводится особый порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации. При этом установлено, что такие решения могут быть приняты до 1 января 2010 года.
  • Скорректирован порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банке по решению налогового органа (прекращение банком всех расходных операций по счету налогоплательщика в целях обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а теперь также пеней и штрафов). Так, в частности, установлено, что решение об отмене приостановления операций по счетам организации вручается представителю банка не позднее дня, следующего за днем принятия налоговым органом такого решения.
  • Повышается ответственность банков за нарушения в сфере налогового законодательства. Так, например, установлено, что непредставление в налоговый орган справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
  • Уточнен порядок проведения налоговых проверок и оформления их результатов. Вводится норма, касающаяся недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона.
  • Изменена редакция подпункта 7 статьи 150, определяющей перечень товаров, ввозимых без НДС. От налогообложения НДС теперь будет освобождаться ввоз технологического оборудования, при условии, что его аналоги не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. В предыдущей редакции подпункт 7 статьи 150 освобождал от НДС ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Данное изменение вступает в силу с 1 января 2009 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, следующего за налоговым периодом, в котором вступило в силу постановление Правительства РФ об утверждении перечня технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ.
  • Изменен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям. Теперь вместо таможенной декларации (ее копии) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского пограничного таможенного органа, налогоплательщик может предоставить реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками пограничного таможенного органа РФ. Вместо таможенной декларации (ее копии) при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, а также при перемещении товаров через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, налогоплательщик может предоставить реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками таможенного органа РФ, подтверждающих факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.
  • Новая редакция ст. 168 НК РФ устанавливает обязанность выставления счетов-фактур при получении налогоплательщиком сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав). Определен также порядок принятия к вычету сумм налога, уплаченных на основании таких счетов-фактур.
  • Значительные изменения внесены в главу 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20 процентов за счет сумм налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Законом предусматривается возможность расчета ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, исходя из фактически полученной прибыли.
  • Субъектам РФ предоставлено право снижать с 15 до 5 процентов ставку налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
  • до 31 декабря 2009 года приостановлено действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269, устанавливающего предельную величину процентов, признаваемых расходом при выплатах по долговым обязательствам. В период приостановления действия данного абзаца предельная величина относимых к расходам процентных выплат (при отсутствии сопоставимых долговых обязательств перед российскими организациями в том же квартале) будет равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. (С 1 декабря 2008 г. ставка рефинансирования ЦБ установлена в размере 13%). Напомним, что до вступления рассматриваемого закона в силу предельная величина относимых к расходам процентных выплат (при отсутствии сопоставимых долговых обязательств перед российскими организациями в том же квартале) равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - по долговым обязательствам в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. При этом налогоплательщик имеет право выбрать, отнести ли к расходам выплаты по средней процентной ставке по своим долговым обязательствам (при наличии аналогичного долгового обязательства в отношении хотя бы одной российской организации в том же квартале), или же отнести ли к расходам выплаты по установленной законом предельно допустимой ставке. Рассматриваемым законом право на такой выбор приостановлено до 31 декабря 2009 года. Данное изменение актуально для схем финансирования с использованием международных холдинговых структур.

Не стоит ожидать, что данная реформа внесет радикальные перемены в судьбы российского бизнеса в тяжелые кризисные времена.

Поправки в налоговое законодательство за счет сокращения бюджетных доходов планировались еще задолго до кульминации кризиса, и не следует, пожалуй, ограничивать задачи законодателя лишь мерами (по сути, временными) по его «обезболиванию». Скорее это новый шаг по стабилизации налогового законодательства, общий характер которого, как мы видим, благоприятен для налогоплательщика.

Материал подготовлен компанией Roche & Duffay
тел. (495) 790-2660; 926-2990

 

Мы будем Вам признательны, если Вы оцените эту статью:

Актуальность -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Полнота -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Качество -
+
изложения  
1
2
3
4
5
 

Комментарии:

Ваш e-mail? (необязательное поле)

 

 

 
 

Важное уведомление
Компания Roche & Duffay предпринимает все усилия по обеспечению достоверности и актуальности информации, представленной на этом сайте. Однако компания не принимает на себя финансовой и иной ответственности за результаты применения этой информации без предварительной консультации с компанией. Всем посетителям сайта настоятельно рекомендуется до принятия решения об открытии оффшорной компании, создании оффшорного траста, совершении оффшорных инвестиций, открытии счета за рубежом и т.д., проконсультироваться со специалистами по налоговому планированию.
Перепечатка и иное копирование материалов допускается только с разрешения Roche & Duffay.