Открытие дочерней компании в США.
Вопросы корпоративного законодательства

Введение

В связи с развитием международной коммерции и снятием существовавших в РФ ограничений на приобретение зарубежных акций многие российские организации заинтересовались возможностью создания дочерней компании за рубежом. Настоящая статья посвящена актуальным вопросам создания корпорации в США на примере штата Мериленд и Округа Колумбия.

Общие положения

Вопросы создания и государственной регистрации юридических лиц, выплаты их капитала и т.п. определяются корпоративным законодательством и соответствующими подзаконными актами. В отличие от иммиграционного законодательства, корпоративное законодательство в США относится к ведению отдельных штатов. Таким образом, каждый штат, а равно и федеральный Округ Колумбия (территорию которого составляет территория города Вашингтон), имеет свое собственное корпоративное законодательство. Несмотря на их близкое сходство и общие исторические корни, между этими законодательствами существуют и довольно существенные различия. Таким образом, на вопросы по корпоративному законодательству можно отвечать лишь по каждому конкретному штату отдельно.

Тем не менее сделаем несколько вводных замечаний, общих для всех штатов. Законодательство предусматривает несколько различных организационно-правовых форм юридических лиц, включая корпорации, компании с ограниченной ответственностью (LLC), различные виды товариществ и др. Однако исторически наиболее распространенным вариантом является корпорация (аналог континентально-европейского акционерного общества), рассмотрением которой мы и ограничимся. Следует иметь в виду, что существуют некоторые особые разновидности корпораций, например, такие как «безакционерные» (nonstock) или «некоммерческие» (nonprofit), со своей спецификой корпоративного и иного регулирования, которые мы здесь затрагивать не будем. Однако мы опишем некоторые особенности, применимые в случае «закрытых» (close) корпораций, являющихся, в определенной степени, аналогом нашего закрытого акционерного общества.

Здесь и далее мы предполагаем, что речь не идет о корпорации, ценные бумаги которой предлагаются сколько-нибудь широкой публике; в таком случае могут возникать разного рода ограничения, связанные с регулированием рынка ценных бумаг.

Никаких существенных ограничений в отношении руководства (директоров, президента, других должностных лиц) корпорации закон не устанавливает, не считая общих требований о дееспособности и т.п. В частности, нет ограничений по месту проживания директоров и должностных лиц. Таким образом, абсолютно все директора, должностные лица и сотрудники корпорации вполне могут быть резидентами не США, а других стран. Это, однако, само по себе не дает им каких-либо прав на въезд или пребывание в США. Вопросы въезда и пребывания в США регулируются иммиграционным законодательством США, которое рассматривается в отдельном обзоре.

Не существует какой-либо особенной процедуры создания корпорации, являющейся дочерней по отношению к зарубежному юридическому лицу. В этом случае корпорация создается обычным порядком (см. ниже), а уже после этого ее акции (все или часть) просто распределяются данному зарубежному юридическому лицу, в обмен на соответствующую оплату. Процедура государственной регистрации корпорации в США никак не связана с процедурой выплаты ее капитала (точнее, с выпуском и оплатой ее акций). На момент государственной регистрации и выплаченный капитал, и акционеры в корпорации, вообще говоря, отсутствуют.

Отметим, что для ведения коммерческой деятельности в Вашингтоне или Мериленде не обязательно создавать корпорацию именно в Округе Колумбия или Мериленде. С тем же успехом можно создать юридическое лицо в любом другом штате (если в этом отношении есть какие-либо иные предпочтения), а затем зарегистрировать его для ведения деятельности на территории Округа Колумбия или Мериленда. Такой статус называется «иностранная корпорация» (то есть корпорация не из этого штата); это примерно соответствует тому, что у нас называется филиалом. Минус в том, что в этом случае отчитываться перед государственными органами придется в двух штатах.

Ниже упоминаются суммы, уплачиваемые за регистрацию. Они относятся лишь к государственным сборам. Обычно регистрация осуществляется через специализированные сервисные фирмы. В этом случае потребуется также оплатить их услуги. Кроме того, необходимо оплатить услуги зарегистрированного (резидентного) агента (registered agent, resident agent) и зарегистрированного адреса; эти услуги обычно оказываются совместно с услугами по инкорпорации.

Таким образом, после принятия решения о создании дочерней компании в США рекомендуется обратиться в специализированную регистрационную фирму (в США или России) для совершения всех регистрационных формальностей, которые могут занять от нескольких дней до нескольких недель. Конечно, можно обратиться и напрямую в регистрирующий орган, но для этого прежде необходимо будет подготовить учредительные документы в соответствии с законом и достичь договоренности с зарегистрированным (резидентным) агентом в США. Такой агент является не должностным лицом корпорации, а, как правило, специализированной американской организацией, отвечающий за обеспечение связи корпорации с государством (фактически, предоставление зарегистрированного адреса). Кроме того, если требуется нестандартный вариант корпоративных документов, потребуется прибегнуть к услугам местных юристов для их составления.

Помимо процедуры регистрации корпорации как юридического лица существует совершенно отдельная от нее процедура постановки на налоговый учет. Подробно мы ее здесь не рассматриваем, однако дадим некоторую общую информацию, так как без такой постановки на учет невозможно совершение многих важных операций (в частности, открытие банковского счета). Постановка на налоговый учет в федеральном налоговом органе (Internal Revenue Service) осуществляется путем заполнения и передачи в налоговую службу (обычно почтой или факсом) специальной формы SS-4 (прилагается). После этого налоговая служба присваивает корпорации идентификационный номер (EIN – Employer Identification Number) и сообщает его налогоплательщику. Возможные варианты – подача заявки в режиме онлайн через сайт налоговой службы, получение идентификационного номера в налоговой службе по телефону (в этом случае необходимо продиктовать содержание полей формы). Время обработки запроса налоговой службой (официально): по телефону или интернету – немедленно, по факсу – 4 рабочих дня, по почте – 4 недели.

После получения федерального номера осуществляется постановка на учет в налоговых органах штата (муниципалитета). Обычно это делается путем заполнения и отсылки в налоговый орган форм, высылаемых на адрес налогоплательщика после его государственной регистрации. Однако в настоящее время многие местные налоговые органы дают возможность зарегистрироваться через свои интернет-сайты в режиме онлайн (в том числе налоговые органы Округа Колумбия и Мериленда).

Мериленд

Вопросы корпоративного права в Мериленде регулируются разделом Кодекса законов Мериленда под названием «Корпорации и ассоциации» (Corporations and Associations). Для нас будут представлять интерес следующие книги этого раздела: Книга 1 «Общие положения», Книга 2 «Корпорации в общем – создание, организация и деятельность», Кинга 4 «Закрытые корпорации» (Title 1. General Provisions; Title 2. Corporations in General – Formation, Organization, and Operation; Title 4. Close Corporations). Ссылка выглядит примерно так: § 1-101, что означает – Книга 1, статья 101 (это первая статья первой подкниги первой книги данного раздела). После номера статьи могут идти номера пунктов и подпунктов.

Процедура создания корпорации начинается с того, что ее инкорпораторы (или один инкорпоратор) составляют и подписывают документ, называемый «Статьи инкорпорации» (Articles of Incorporation), который можно в определенной степени считать аналогом нашего учредительного договора. Роль инкорпораторов, однако, существенно отличается от роли учредителей общества в российском корпоративном праве, так как инкорпораторы, вообще говоря, не получают никаких прав на акции корпорации или управление в ней. Очень часто в роли инкорпораторов выступают представители сервисной фирмы, осуществляющей создание корпорации по заказу клиентов. Содержание Статей инкорпорации регламентировано законом. В частности, они должны содержать (§ 2-104(a)):

·          имена и адреса инкорпораторов,

·          наименование корпорации,

·          цели деятельности корпорации,

·          адрес основного офиса корпорации,

·          наименование и адрес резидентного агента корпорации,

·          информацию об акциях, которые корпорация имеет право выпустить (включая как акции с номинальной стоимостью, так и без таковой),

·          число директоров корпорации и имена первых директоров.

Наименование корпорации должно содержать одно из слов Company, Corporation, Incorporated, Limited или их соответствующих аббревиатур (§ 1-501(a)).

Составленные и подписанные Статьи инкорпорации (помимо подписей инкорпораторов, требуется также подпись резидентного агента) передаются для государственной регистрации в Департамент Штата по налогообложению (State Department of Assessments and Taxation) (§ 1-101, 2-102) вместе с соответствующей оплатой (обычно чеком). Оплата составляет 120 долл., если общая номинальная стоимость акций не превышает 100 тыс. долл. (Из них 100 долл. – регистрационный сбор, 20 долл. – «сбор за организацию и капитализацию», § 1-203, § 1-204.) Время обработки заявки – 6-8 недель. Возможна ускоренная процедура при уплате дополнительных 50 долл. (§ 1-203). В этом случае время обработки составляет 1-5 дней. За почтовую пересылку документа дополнительно взимается 5 долл. Допускается передача документа по факсу и оплата банковской карточкой.

Особых бланков заявления на регистрацию не существует, поскольку заявления как такового не подается. Однако есть разработанный Департаментом бланк Статей инкорпорации (прилагается), который можно (но не обязательно) использовать при регистрации.

С момента принятия Департаментом Статей инкорпорации данная корпорация приобретает статус юридического лица (§ 2-102(b)(1)). Свидетельством этого служит копия Статей инкорпорации, заверенная Департаментом (§ 1-206(c)).

Далее директора, поименованные в Статьях инкорпорации, проводят организационное собрание (Organization meeting). На этом собрании принимается документ, называемый «Устав» (Bylaws). В отличие от российского аналога, данный документ является внутренним документом корпорации и не подлежит государственной регистрации. В дальнейшем права на изменения Устава принадлежат акционерам, если самим Уставом не предусмотрено, что эти права принадлежат директорам. На организационном собрании директора также назначают должностных лиц корпорации. Срок проведения организационного собрания законом формально не установлен, но предполагается его проведение непосредственно после государственной регистрации. (§ 2-109)

Обязательными должностными лицами, которые должны быть в любой корпорации Мериленда, являются президент, секретарь и казначей. Возможно также создание любых других должностей, в частности, вице-президента (§ 2-412). Возможно совмещение нескольких должностей, но нельзя совмещать должности президента и вице-президента. Однако если закон предписывает подписать какой-либо документ двум должностным лицам, одно лицо не может подписаться в двух качествах (§ 2-415).

Управление делами корпорации осуществляются под руководством совета директоров (это может быть и единственный директор). Совету директоров принадлежат все полномочия в корпорации, не отнесенные к полномочиям собрания акционеров законом или Уставом (§ 2-401). Директора могут образовывать исполнительный комитет или другие комитеты, передавая им часть своих полномочий (§ 2-411). Полномочия должностных лиц (президента и т.д.) определяются Уставом и решениями директоров (§ 2-414).

Таким образом, обязательно создаваемыми органами корпорации (не являющейся закрытой корпорацией, см. ниже) являются совет директоров (который может состоять и из одного директора), а также президент, секретарь и казначей. При этом допускается совмещение должностей. Возможные органы – исполнительный и другие комитеты, любые другие должностные лица. Обязательный внутренний документ – Устав.

Корпоративное право Мериленда (как и других штатов США) не знает понятия «уставного капитала». Как уже упоминалось, в Статьях инкорпорации должно быть указано число акций всех классов, которое корпорация имеет право выпустить, а также их номинал, если таковой имеется. Сумма всех номиналов всех акций до некоторой степени аналогична нашему уставному капиталу. Однако у корпорации могут быть и акции без номинальной стоимости, тогда такой аналогии не существует.

Далее, корпорация не обязана за какой-либо определенный промежуток времени выпустить все или какую-либо часть своих акций, которые она может выпустить согласно Статьям инкорпорации. Однако она имеет право выпускать акции в указанных пределах в любое время по своему усмотрению (§ 2-201). Например, может быть выпущена и оплачена акционером (полностью или частично) одна акция из миллиона указанных в статьях инкорпорации. Этого достаточно для проведения ежегодного собрания акционеров, так что с этой единственной выпущенной акцией корпорация может действовать сколь угодно долгое время.

Так или иначе, процедура выпуска и оплаты акций никак не связана с процессом государственной регистрации.

Что касается закрытых корпораций, к ним применимо большинство общих положений закона, относящихся к корпорациям вообще, за исключением специфики, отраженной в Книге 4. Согласно закону, закрытой корпорацией признается корпорация, включившая указание на данный статус в свои Статьи инкорпорации или в последующие изменения к ним (§ 4-201). В закрытой корпорации действуют определенные ограничения на выпуск и передачу акций (§ 4-501, 4-503). В отношении структуры управления корпорацией существуют следующие особенности. При создании закрытая корпорация, как и обычная, должна иметь минимум одного директора. Однако в Статьи инкорпорации может быть включено положение о том, что у корпорации не будет совета директоров. По вступлении в силу этого положения (обычно после проведения организационного собрания и выпуска хотя бы одной акции) директор или директора утрачивают свои полномочия (§ 4-302). В этом случае права совета директоров осуществляются акционерами (§ 4-303). Кроме того, закон особо оговаривает, что лицо, совмещающее несколько должностей в закрытой корпорации, всегда имеет право действовать сразу в нескольких качествах (например, подписывать документ и как президент, и как секретарь) (§ 4-102).

Таким образом, в закрытой корпорации в любом случае достаточно иметь всего лишь одного сотрудника, совмещающего все обязательные корпоративные должности (президент, секретарь, казначей), а директоров можно не иметь вовсе.

Округ Колумбия

Вопросы корпоративного законодательства в Округе Колумбия регулируются Книгой 29 «Корпорации» (Title 29. Corporations) Кодекса законов Округа Колумбия. Несмотря на название, данная книга включает главы, посвященные различным организационно-правовым формам юридических лиц, включая, например, компании с ограниченной ответственностью (LLC). Нас будет интересовать лишь первая глава «Коммерческие корпорации (1954)» (Business Corporations (1954)). (Корпорации, созданные до 1954 г., регулируются предыдущей версией закона, содержащейся в главе второй: «Коммерческие корпорации (1901)».) Ссылка на закон выглядит примерно так: § 29-101.01, где 29-101 означает первую главу книги 29, а 01 – номер статьи в ней.

Процедура создания корпорации также начинается с того, что ее инкорпораторы (или один инкорпоратор) составляют и подписывают Статьи инкорпорации. Содержание Статей инкорпорации регламентировано законом. Они должны, в частности, содержать (§ 29-101.47):

·          наименование корпорации,

·          срок ее деятельности (может быть неограниченным),

·          цели деятельности корпорации,

·          информацию о числе акций, которые корпорация имеет право выпустить, а также их номинальной стоимости (если имеется) и др.,

·          утверждение, что минимальный размер капитала, с которым корпорация начнет коммерческую деятельность, составит не менее 1000 долл.,

·          адрес зарегистрированного офиса и наименование зарегистрированного агента, находящегося по этому адресу,

·          число директоров корпорации и имена первых директоров,

·          имена и адреса инкорпораторов.

Наименование корпорации должно содержать одно из слов Corporation, Company, Incorporated, Limited или их соответствующих аббревиатур (§ 29-101.08).

Закон относит государственную регистрацию корпораций к полномочиям мэра. На практике, однако, эти функции делегированы его Департаменту по потребительским и регуляторным делам (Department of Consumer and Regulatory Affairs - Business and Professional Licensing Administration - Corporations Division). Статьи инкорпорации (в двух экземплярах с оригинальными подписями инкорпораторов) предоставляются в Департамент. Осуществляется оплата (обычно прилагаемым чеком). Если содержание документа соответствует закону, на обоих экземплярах делается отметка «Зарегистрировано», с указанием даты регистрации, и один из экземпляров возвращается инкорпораторам вместе с новым документом – сертификатом инкорпорации (Certificate of Incorporation) (§ 29-101.48), аналогом российского свидетельства о регистрации. Обычное время рассмотрения документа – 14-15 дней. Ускоренной процедуры нет.

Особых бланков заявления на регистрацию не существует, но есть разработанный Департаментом образец Статей инкорпорации (прилагается), который можно использовать при регистрации. Государственные сборы составляют 185 долл. (150 – регистрационный сбор, 35 – лицензионный сбор), при суммарном номинале разрешенных к выпуску акций до 100 тыс. долл. (§ 29-101.121). Дополнительно должно быть представлено письменное согласие зарегистрированного агента действовать в качестве такового.

С момента выпуска сертификата инкорпорации начинается существование юридического лица (§ 29-101.49). Однако корпорация не может вести никакой содержательной деятельности, кроме получения средств за выпускаемые акции, пока не будет полностью выплачен указанный в статьях инкорпорации минимальный размер капитала для начала деятельности (напомним, это не менее 1000 долл.) (§ 29-101.50).

Как видим, корпоративное право Округа Колумбия также не знает понятия «уставного капитала» (допускаются акции без номинальной стоимости). Корпорация не обязана выпускать все свои акции, разрешенные к выпуску Статьями инкорпорации, или какую-то определенную их часть. Процедура выпуска и оплаты акций никак не связана с процессом государственной регистрации. Тем не менее, для начала деятельности корпорация должна получить за распределяемые акционерам акции минимум 1000 долл. (при этом суммарная номинальная стоимость разрешенных к выпуску акций может составлять совершенно иную величину, например, 1 млн. долл.).

После выпуска сертификата инкорпорации директора, поименованные в Статьях инкорпорации, проводят организационное собрание. На этом собрании принимается Устав, если только это право не отнесено Статьями инкорпорации к полномочиям акционеров. Устав является внутренним документом корпорации, то есть не подлежит государственной регистрации. В дальнейшем права на изменения Устава принадлежат совету директоров, если Статьями инкорпорации не предусмотрено, что эти права принадлежат акционерам. На организационном собрании директора также назначают должностных лиц корпорации. Срок проведения организационного собрания законом формально не установлен, но предполагается его проведение непосредственно после государственной регистрации (§ 29-101.51).

Корпорация управляется ее советом директоров (§ 29-101.32). Это может быть и один директор (§ 29-101.33). Директора могут избрать из своего состава исполнительный комитет и передать ему полномочия управления корпорацией, если это предусмотрено Уставом (§ 29-101.37).

Список должностных лиц корпорации определяется Уставом. Обязательной является только одна должность – президент. Должностных лиц назначает совет директоров в соответствии с Уставом. Полномочия должностных лиц определяются Уставом и решениями совета директоров (§ 29-101.43). Ограничений на совмещение должностей закон не устанавливает.

Таким образом, обязательными органами являются совет директоров (может состоять из одного директора) и президент, с возможностью совмещения должностей. Возможные органы, упомянутые законом – исполнительный комитет и любые должностные лица. Обязательный внутренний документ – Устав.

Что касается закрытых корпораций, они определяются как корпорации, Статьи инкорпорации которых содержат некоторые специфические положения. В частности, число акционеров должно быть ограничено определенным числом, не превышающим 35; на передачу акций должны существовать определенные ограничения; акции корпорации не должны предлагаться публично (§ 29-101.156). Заголовок Статей инкорпорации должен указывать на то, что корпорация закрытая. Статьи инкорпорации закрытой корпорации могут предусматривать, что управление корпорацией осуществляется акционерами, а не советом директоров. В этом случае совет директоров не создается, а все права и обязанности директоров, предусмотренные законом, принадлежат акционерам (§ 29-101.165).

Таким образом, в закрытой корпорации можно обойтись без директоров, обязателен лишь президент корпорации.

Заключение

Процедура создания корпорации в США весьма незамысловата и сводится к подаче нескольких простых документов в регистрирующий орган.  Налоговая регистрация – отдельная процедура, обязательная для ведения любых операций в США. Деятельность корпорации регулируется законом соответствующего штата и документами самой корпорации.

Дополнительные вопросы

1. Существуют ли какие-либо иные особенности правового статуса закрытых корпораций по законодательству штата Мериленд и законодательству округа Колумбия, помимо тех, которые указаны в заключении (стр.7 и 10)? В частности, существуют ли ограничения, подобные установленным законодательством РФ в отношении ЗАО – распределение акций общества только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц; наличие преимущественного права приобретения акционерами данного общества (самим обществом) акций, продаваемых иными акционерами данного общества; законодательный запрет на проведение обществом открытой подписки на акции?

Отметим сразу, что сам смысл понятия «закрытая корпорация» в разных штатах США далеко не одинаков. Несмотря на единую цель соответствующих законов (облегчение жизни малому бизнесу), конкретные правовые методы, избранные законодателями разных штатов, довольно радикально различаются.

Излагать все правовые особенности правового статуса закрытой корпорации в Мериленде и Округе Колумбия в рамках данной статьи не представляется возможным. Частично эти особенности были раскрыты выше (в основном касательно структуры управления). Далее обсуждаются особенности, связанные с ограничениями в отношении акций.

Мериленд

Как отмечалось выше, вопросы корпоративного права в Мериленде регулируются разделом Кодекса законов Мериленда под названием «Корпорации и ассоциации». Вопросы, относящиеся к закрытым корпорациям, регулируются Книгой 4 «Закрытые корпорации». Книга состоит из шести «подкниг»: 1. Определения; общие положения; 2. Выбор статуса закрытой корпорации; 3. Совет директоров; 4. Акционеры; 5. Ограничения в отношении акций; 6. Прекращение существования (Subtitle 1. Definitions; General Provisions; Subtitle 2. Election To Be A Close Corporation; Subtitle 3. Board Of Directors; Subtitle 4. Stockholders; Subtitle 5. Stock Restrictions; Subtitle 6. Termination Of Existence). Полная ссылка на закон выглядит примерно так: Maryland Code: Corporations and Associations: § 4-101, что означаетКодекс законов Мериленда, Корпорации и ассоциации, Книга 4, статья 101 (это первая статья первой подкниги четвертой книги). После номера статьи могут идти номера пунктов и подпунктов.

Книга 4 содержит в общей сложности 19 статей, определяющих особенности правового статуса закрытых корпораций. Интересующие нас нормы установлены Подкнигой 5 «Ограничения в отношении акций» (она полностью приведена в приложении).

Наиболее существенными особенностями, связанными с ограничениями в отношении акций, являются следующие. Во-первых, корпорация не может выпускать новых акций без согласия всех существующих акционеров (либо путем голосования, либо в форме соглашения акционеров) (§ 4-501). Во-вторых, не допускается передача ранее выпущенных акций без согласия всех существующих акционеров (либо в форме письменного одобрения, либо в форме соглашения акционеров) (§ 4-503(b)). Предусмотрены некоторые исключения из последнего правила, например, в случае банкротства акционера (§ 4-503(a)). Отметим, что по общим правилам, применимым к любым корпорациям, в сертификате акций должно содержаться указание на ограничение возможности передачи акции (§ 2-211(d)).

Таким образом, закон устанавливает весьма жесткие ограничения на выпуск и передачу акций закрытой корпорации, но не содержит явного запрета на публичное предложение ее акций. Вместе с тем указанные ограничения на выпуск и передачу делают практически нереализуемым подобное публичное предложение.

Округ Колумбия

Как отмечалось выше, вопросы корпоративного законодательства в Округе Колумбия регулируются Первой главой «Коммерческие корпорации (1954)» Книги 29 «Корпорации» Кодекса законов Округа Колумбия. Закрытые корпорации регулируются статьями 155-170 указанной главы. Полная ссылка выглядит примерно так: District of Columbia Code: § 29-101.155, где 29-101 означает первую главу книги 29 Кодекса законов Округа Колумбия, а 155 – номер статьи в ней. Таким образом, правовые особенности закрытых корпораций определяются указанными 16 статьями закона.

Ограничения в отношении акций установлены законом непосредственно в определении закрытой корпорации (§ 29-101.156). Во-первых, все акции корпорации должны быть представлены сертификатами акций, а число акционеров не должно превышать 35. Во-вторых, на передачу акций должны существовать ограничения. В-третьих, корпорация не должна осуществлять публичного предложения своих акций. Наконец, статьи инкорпорации закрытой корпорации могут устанавливать круг лиц, которые могут (или, наоборот, которые не могут) быть ее акционерами. Что касается ограничений на передачу, закон их характера явно не устанавливает, но предписывает указывать на имеющиеся ограничения на сертификате акций (§ 29-101.20). Таким ограничением (вводимым учредительными документами корпорации) может, в частности, являться преимущественное право акционеров на приобретение акций.

Итак, в данном случае закон устанавливает явный запрет на публичное предложение акций, но не вводит конкретных ограничений на передачу акций, ограничившись лишь указанием на необходимость таких ограничений и установлением предельного числа акционеров.

Федеральное законодательство

Федеральное законодательство США, как отмечалось выше, не устанавливает норм корпоративного права, в том числе в отношении закрытых корпораций. Однако оно регулирует обращение ценных бумаг. Именно федеральное законодательство определяет возможность и условия публичного предложения акций компании. Основные законы, регулирующие данные вопросы – Закон о ценных бумагах (Securities Act of 1933 - 15 USC § 77a et seq.) и Закон об обращении ценных бумаг (Securities Exchange Act of 1934 - 15 USC § 78a et seq.). Кроме того, данный вопрос регулируется подзаконными актами Комиссии по ценным бумагам (SEC) (17CFR230). В частности, существенное значение имеет Инструкция D (Regulation D, 17 CFR § 230.501 et seq.), устанавливающая определенные льготы, предназначенные прежде всего для малого бизнеса. (Расшифровку ссылок см. выше.) Кроме того, вопросы обращения ценных бумаг могут дополнительно регулироваться законодательством отдельных штатов.

Основная идея федерального регулирования рынка ценных бумаг в США состоит в том, что при осуществлении публичного предложения ценных бумаг необходимо раскрывать инвесторам определенную информацию о корпорации. Как правило, необходима регистрация такого предложения в Комиссии по ценным бумагам, связанная с раскрытием соответствующей информации. Отметим, что понятие «публичного предложения» не определено законом явно, ввиду чего иногда возникает проблема разграничения публичного предложения и частного предложения. Действует ряд различных послаблений и вариантов освобождения от требования о регистрации, некоторые из которых связаны с ограничением числа (неаккредитованных) инвесторов (максимум 35) (17 CFR § 230.505, 17 CFR § 230.506).

Таким образом, федеральное законодательство о ценных бумагах не использует понятия закрытой корпорации. Вместе с тем в законодательствах штатов это понятие формулируется таким образом, чтобы явно (как в Округе Колумбия) или неявно (как в Мериленде) исключить возможность публичного предложения акций закрытой корпорации. Поэтому закрытые корпорации, как правило, не попадают под ограничения, связанные с федеральным законодательством о ценных бумагах (ввиду чего мы не будем рассматривать данное законодательство более подробно). В некотором смысле именно этот факт и является важнейшей особенностью правового статуса закрытой корпорации.

2. Поясните, пожалуйста, в чем заключается специфика услуг и особенности статуса зарегистрированного агента  (это официальный представитель органа власти, осуществляющего регистрацию корпораций, специализированная коммерческая фирма или нечто другое)? Существует ли какой-то закрытый перечень зарегистрированных агентов или нет?

Мериленд

Согласно законодательству Мериленда, резидентным агентом корпорации может быть физическое лицо, проживающее в данном штате, или корпорация, инкорпорированная в Мериленде (§ 1-101(r)). Для уведомления любой корпорации (о чем бы то ни было) достаточно уведомить ее резидентного агента (§ 1-401). Законодательство использует также понятие «основного офиса» корпорации, адрес которого не обязательно совпадает с адресом резидентного агента (§ 1-101(q)). (Ссылки на Maryland Code: Corporations and Associations).

Округ Колумбия

Согласно законодательству Округа Колумбия, зарегистрированным агентом может быть физическое лицо, проживающее в данном округе, или корпорация, уполномоченная своими статьями инкорпорации действовать в качестве агента, уполномоченная вести бизнес в округе и имеющая офис, совпадающий с зарегистрированным офисом (§ 29-101.10(2)). Зарегистрированный офис корпорации не обязан совпадать с местом ведения ее коммерческой деятельности (§ 29-101.10(1)). Уведомления, адресованные корпорации, могут доставляться зарегистрированному агенту (§ 29-101.12(a)). (Ссылки на D.C. Code.) Отметим, что в данном случае не требуется, чтобы корпорация-агент была зарегистрирована именно в Округе Колумбия, но она должна быть уполномочена вести деятельность в Округе (зарегистрироваться).

Несмотря на различия в терминологии и нюансах юридических формулировок, принцип, которого придерживаются законодатели во всех штатах США, один и тот же. Закон не требует, чтобы в данном штате проживали должностные лица, директора или акционеры корпорации. Вместе с тем в этом штате должен быть адрес, по которому можно направлять корреспонденцию для корпорации, и ее представитель (агент), которому можно вручать уведомления, адресованные корпорации (например, повестку в суд). Именно в этом состоит смысл законодательного требования о наличии такого агента. Таким образом, единственная услуга, которую обязан оказывать такой агент – передача уведомлений уполномоченным лицам (руководству) корпорации. Особенность его статуса – уведомление считается врученным корпорации с момента его вручения агенту.

Такой агент не является представителем государственных органов (напротив, по закону он является представителем корпорации), и никаких закрытых списков агентов не существует. Очень часто и агента, и адрес предоставляет сервисная фирма, осуществляющая инкорпорацию по заказу клиента. Это самый простой вариант. Однако в принципе ничто не мешает назначить агентом любого другого резидента данного штата (конечно, заручившись его согласием).

3. Поясните, пожалуйста, какие конкретно услуги оказывает зарегистрированный агент при регистрации корпорации - только предоставление зарегистрированного адреса или что-либо еще (так, не ясно, что подразумевается под «обеспечением связи корпорации с государством» на стр. 3 заключения).

Как следует из вышеизложенного, никаких услуг при регистрации зарегистрированный (резидентный) агент не оказывает. Услуги при регистрации может оказывать специализированная сервисная фирма, которая очень часто (но не обязательно) предоставляет и агента, и адрес. «Обеспечение связи с государством» - описательное выражение, смысл которого состоит именно в том, что государство может передавать агенту всю официальную корреспонденцию для корпорации.

4. Поясните, пожалуйста, зарегистрированный адрес и наличие офиса (арендованного или собственного) – это одно и то же или нет? Если нет, поясните, пожалуйста, в чем заключается специфика зарегистрированного адреса и для чего необходимо его наличие?

Обязательность наличия зарегистрированного (в Мериленде «основного») офиса не означает необходимости арендовать или приобретать какое-либо помещение. По существу, зарегистрированный офис означает лишь юридический адрес, по которому можно направлять корреспонденцию для корпорации. Как уже отмечалось, он часто предоставляется сервисной фирмой, которая может регистрировать сотни корпораций по одному адресу. (Заметим, что пересылка ею клиенту корреспонденции, особенно негосударственной, обычно оплачивается отдельно.)

5. Можно ли поручить постановку корпорации на учет в налоговом органе (федеральном и штата) зарегистрированному агенту?

Можно поручить кому угодно, в том числе и зарегистрированному агенту, если он согласится. Отметим, однако, что фирмы, специализирующиеся на инкорпорации, нередко отказываются от любых действий, связанных с налогами, переадресуя клиента профессиональным бухгалтерам. Можно также зарегистрироваться самостоятельно, например, по факсу или по интернету (см. выше).

6. Может ли специализированная регистрационная фирма предоставить, в том числе услуги зарегистрированного агента?

Может и всегда готова это сделать за соответствующее вознаграждение.

7. Укажите, пожалуйста, примерную стоимость услуг зарегистрированного агента.

Законом не регулируется. Обычно от нескольких сот до нескольких тысяч долларов в год (включая адрес и агента).

8. Укажите, пожалуйста, примерную стоимость услуг специализированной регистрационной фирмы.

Законом не регулируется. Обычно от нескольких сот до нескольких тысяч долларов за осуществление регистрационных процедур (инкорпорация). Часто к этому добавляется оплата за услуги агента и за адрес.

9. Укажите, пожалуйста, примерные оклады сотрудников корпорации- президента, секретаря, казначея. Должна ли оплачиваться работа членов Совета директоров корпорации? Если да, укажите примерные оклады членов Совета директоров.

Законом не регулируется. Зависит от того, кого и для какой именно цели корпорация нанимает. Оплата определяется по договоренности, в зависимости от объема обязанностей. (Существует минимум почасовой оплаты и прочие ограничения, связанные с трудовым законодательством, но, по-видимому, вопрос был не об этом.)

 

Вы можете загрузить текст этой статьи: Загрузить статью в формате Adobe Acrobat

Переслать ссылку на статью другу:

 

 

Roche & Duffay

тел. (495) 790-2660, 926-2990

2005 г.

 

Мы будем Вам признательны, если Вы оцените эту статью:

Актуальность -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Полнота -
+
   
1
2
3
4
5
 
 
Качество -
+
изложения  
1
2
3
4
5
 

Комментарии:

Ваш e-mail? (необязательное поле)

 

 

 
 

Важное уведомление
Компания Roche & Duffay предпринимает все усилия по обеспечению достоверности и актуальности информации, представленной на этом сайте. Однако компания не принимает на себя финансовой и иной ответственности за результаты применения этой информации без предварительной консультации с компанией. Всем посетителям сайта настоятельно рекомендуется до принятия решения об открытии оффшорной компании, создании оффшорного траста, совершении оффшорных инвестиций, открытии счета за рубежом и т.д., проконсультироваться со специалистами по налоговому планированию.
Перепечатка и иное копирование материалов допускается только с разрешения Roche & Duffay.