Ваш e-mail:
Подписаться
Отказаться
 

НОВОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Компания Roche & Duffay специализируется на международном налоговом и корпоративном планировании. Представлена в России с 1992 года.

Подробную информацию об услугах Компании Вы можете получить на сайте www.roche-duffay.ru.


Новое в международном налоговом планировании: 2004-2005 гг.

Европейский союз.
Страны Европейского союза.
Страны Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA).
Другие страны.
Организация экономического сотрудничества и развития (OECD).
Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием криминальных капиталов.


В настоящем обзоре приведена краткая сводка важнейших изменений в налоговых режимах и других важных для налогового планирования событий.

Здесь вы найдете ссылки на статьи и новости с нашего сайта, а также на некоторые сторонние источники информации и документы

Европейский союз

 

Расширение ЕС

 

Состав Европейского союза расширился с 15 до 25 участников (1 мая 2004 г.). Помимо других стран, членами ЕС стали такие традиционные базы налогового планирования как Кипр и Мальта. Несмотря на ликвидацию офшорных зон, кипрские и мальтийские компании по-прежнему представляют значительный интерес с точки зрения международного корпоративного налогового планирования. Небезынтересны в этом смысле также эстонские компании. Все они теперь являются полноценными европейскими компаниями, на которые теперь распространяются льготы, предоставленные не только двусторонними налоговыми соглашениями, но и директивами ЕС.

 ЕС расширяется

Кипр. Возможно создание двух типов компаний: резидентных и нерезидентных (в зависимости от места фактического управления). Резидентные компании облагаются налогом на всемирный доход, однако дивиденды и прирост капитала освобождены от налога (при определенных условиях), что существенно для холдингов. Попадают под все налоговые соглашения Кипра. Нерезидентные компании платят налог только на доходы с территории Кипра, но не попадают под налоговые соглашения и директивы ЕС. Ставка налога – 10%. В любом случае отсутствует налог у источника при выплате роялти, процентов, дивидендов нерезидентам. В результате ликвидации системы валютного контроля Центральный банк больше не требует информации о нерезидентах – бенефициарах кипрских компаний. Кипрские компании могут использоваться как холдинговые, финансовые, владеющие интеллектуальной собственностью.

 Налоговая реформа 2002. Что же на самом деле произошло на Кипре?

 Кто заплатит за оборону Кипра? Обложение кипрских компаний специальным взносом на оборону

Мальта. Возможно создание международных торговых компаний, международных холдинговых компаний, международных финансовых компаний. Платят корпоративный налог в полном объеме (35%). Однако при выплате дивидендов нерезидентам почти весь выплаченный корпоративный налог возмещается государством акционерам. В результате эффективный налог для торговых компаний составляет 4,17%. Для холдинговых и финансовых компаний при выполнении определенных условий возмещается весь уплаченный налог.

 International taxation

Эстония. Имеет весьма своеобразную систему корпоративного налогообложения. Налог на прибыль как таковой отсутствует. Налог взимается лишь при распределении дивидендов (~35%). Дополнительно может взиматься налог у источника на дивиденды при распределении нерезидентам (но при определенных условиях он не взимается). Эстонские компании, в частности, могут эффективно использоваться для внутригруппового финансирования в рамках ЕС.

 The Government

Директива о налоге на сбережения

 

В 2004 г. был окончательно согласован текст новой директивы ЕС относительно налогообложения процентного дохода от сберегательных счетов. Директива предусматривает введение обмена налоговой информацией о вкладах резидентов ЕС в банках других стран ЕС, либо, альтернативно, введение налога у источника на проценты по этим сбережениям (для Бельгии, Люксембурга, Австрии). Предполагается, что директиву должны также «добровольно» принять Швейцария (на основе международного соглашения) и другие основные финансовые центры, не входящие в ЕС. Ряд наблюдателей считает директиву очередным шагом в направлении фактического отказа от понятия банковской тайны.

 ЕС принимает налог на сбережения

 Council Directive 2003/48/EC of 3 June 2003 on taxation of savings income in the form of interest payments

Применение положений директивы в силу было отложено до 1 июля 2005 г. ввиду того, что Швейцария еще не приняла соответствующего законодательства. Хотя соглашение со Швейцарией достигнуто, в силу длительности соответствующих процедур она может не ратифицировать его и до 1 июля. В результате судьба директивы ЕС пока не совсем ясна.

 Швейцария подписывает Шенгенское соглашение и соглашение о налогообложении сбережений

Директива о процентах и роялти

 

Директива предполагает освобождение процентов и роялти, выплачиваемых друг другу ассоциированными компаниями (в пределах ЕС) от налога у источника. Условие – минимум 25% участия, либо третья компания участвует в капитале обеих минимум на 25%. Распространяется также на постоянные представительства. Срок имплементации - 1 января 2004 года. Однако для ряда стран предусмотрен переходный период (Чехия, Греция, Испания, Латвия, Литва, Польша, Португалия, Словакия).

 Council Directive 2003/49/EC of 3 June 2003 on a common system of taxation applicable to interest and royalty payments made between associated companies of different Member States

Директива о дочерних компаниях

 

Внесены изменения в директиву ЕС о дочерних компаниях (срок имплементации - 1 января 2005 г.). Согласно директиве, при распределении дивидендов компанией из одной страны ЕС компании из другой страны ЕС эти дивиденды освобождаются от налога у источника при определенных условиях. Ранее основным условием была доля участия не менее 25%. Теперь порог снижен: с 2005 г. - до 20%, с 2007 г. – до 15%, с 2009 г. – до 10%. Допускается наложения условия двухлетнего непрерывного владения акциями (долями).

 Council Directive 2003/123/EC of 22 December 2003 amending Directive 90/435/EEC on the common system of taxation applicable in the case of parent companies and subsidiaries of different Member States

 Council Directive 90/435/EEC of 23 July 1990 on the common system of taxation applicable in the case of parent companies and subsidiaries of different Member States

Трансфертное ценообразование

 

В апреле 2004 г. Еврокомиссия предложила к обсуждению «Кодекс поведения» в отношении налогообложения сделок трансфертного ценообразования. Сделки трансфертного ценообразования – это сделки между компаниями из одной группы по ценам, отличным от рыночных (что может вести к пересчету полученного от подобных сделок дохода для целей налогообложения). Смысл кодекса заключается в том, чтобы исключить двойное налогообложение таких сделок. То есть если в сделке участвуют компании из двух стран ЕС, и одна страна пересчитывает налоговую базу в сторону увеличения, то другая страна обязана пересчитать свою налоговую базу в сторону уменьшения. Принятие кодекса ожидается в ноябре 2005 г.

 Communication from the Commission to the Council, the European Parliament and the European Economic and Social Committee on the work of the EU Joint Transfer Pricing Forum in the field of business taxation from October 2002 to December 2003 and on a proposal for a Code of Conduct for the effective implementation of the Arbitration Convention (90/436/EEC of 23 July 1990)

Европейская компания

 

С октября 2004 г. в ЕС (а также в странах EEA, см. ниже) возможна регистрация нового типа юридических лиц – «европейских компаний» (Societas Europaea - SE). Такие компании подчинены не корпоративному праву одной из стран-участниц ЕС, а наднациональному законодательству ЕС (European Company Statute). Однако регистрация компаний осуществляется в каждой стране ЕС отдельно. Налогообложение производится по закону страны регистрации.

Может образовываться путем слияния публичных компаний, как холдинг, как дочерняя компания, путем реорганизации существующей публичной компании. Минимальный выпущенный капитал – 120 тыс. евро.

 Council Directive 2003/49/EC of 3 June 2003 on a common system of taxation applicable to interest and royalty payments made between associated companies of different Member States

Директива о слияниях

 

90/434/EEC, 2005/19/EC

В феврале 2005 г. приняты поправки к «Директиве о слияниях». Директива предназначена для устранения налоговых препятствий к трансграничным реорганизациям в рамках ЕС (слияние, разделение, передача активов, обмен акциями) путем запрета налогообложения таких операций до момента реализации активов. Поправки предусматривают некоторое расширение списка юридических лиц, на которые распространяется директива (в частности, на «европейские компании», см. выше), и списка видов реорганизации (добавлены выделение и преобразование филиала в дочернюю компанию).

 Council Directive 2005/19/EC of 17 February 2005 amending Directive 90/434/EEC 1990 on the common system of taxation applicable to mergers, divisions, transfers of assets and exchanges of shares concerning companies of different Member States

 Council Directive 90/434/EEC of 23 July 1990 on the common system of taxation applicable to mergers, divisions, transfers of assets and exchanges of shares concerning companies of different Member States

Страны Европейского союза

 

Австрия

 

Изменения в закон о корпоративном налоге (с 1 января 2005 г.).

Ставка корпоративного налога снижена с 34% до 25%.

Новый режим налогообложения групп компаний, допускающий вычет убытков одной компании из прибыли другой. Относится не только к австрийским, но и к иностранным дочерним организациям. Необходимо прямое или косвенной участие одной компании в другой в размере не менее 50%. Однако теперь не предъявляется требований организационной или экономической интеграции. Специальные положения для совместных предприятий (более одной материнской компании).

 Tax reform in Austria

Бельгия

 

Налоговая амнистия (2004 г.) в отношении вкладов физических лиц за рубежом. При репатриации взимался налог по ставке 9%. Собрано около 500 млн. евро.

 Federal Fiscal Administration

С сентября 2004 г. изменен налоговый режим «координационного центра», ранее признанный ЕС незаконной государственной помощью. Налоговая база координационных центров будет рассчитываться исходя из затрат. Освобождение от налога у источника, предоставленное координационным центрам, будет распространено и на все бельгийские компании. Освобождение от налога на капитал для координационных центров отменено, но ставка налога снижена для всех компаний.

С 2004 г. ставка корпоративного налога на доход уменьшена с 40,17% до 33,99%.

 Бельгия уступает ЕС по вопросу налоговых льгот

Великобритания

 

Введены в действие новые меры, направленные на предотвращение уклонения от налога. Бюджетным законом 2004 г. была введена обязательная государственная регистрация схем минимизации налогообложения. Штраф за невыполнение – 600 фунтов в день. Бюджетным законом 2005 г. внесены изменения в налогообложение, направленные на ликвидацию выгод от использования наиболее популярных из выявленных таким образом схем. К таковым можно отнести схемы, связанные с заимствованиями в рамках группы, с использованием различных правил налогового учета в разных странах и др. Изменения вступают в силу с марта 2005 г.

 Finance Bill 2005

Венгрия

 

С 2004 г. ставка корпоративного налога на прибыль снижена с 18% до 16%. Получаемые проценты и роялти при выполнении определенных условий облагаются налогом в половинном объеме (то есть эффективная ставка – 8%). Прекращена регистрация офшорных компаний (облагавшихся налогом по ставке 3%). Существующим офшорным компаниям предоставлен переходный период до 2005 г.

С 2006 г. отменен налог у источника на дивиденды. Налог у источника на роялти и проценты отсутствует.

 Information about the changes in taxation in 2004

 Changes in taxation in 2004 and 2005

Германия

 

Еврокомиссия потребовала от Германии отменить «налог на выход». Налог взимается с нереализованного прироста капитала при потере физическим лицом статуса налогового резидента (при переезде в другую страну ЕС). Ведется также расследование в отношении нескольких других стран.

Германия с 2004 г. ввела изменения в правила недостаточной капитализации (ограничивающие признание расходами процентов, выплачиваемых материнской компании). Теперь они применяются не только к нерезидентным, но равным образом и к резидентным компаниям.

В 2004-2005 г. проведена налоговая амнистия. Декларированные средства облагались налогом по льготной ставке (эффективно - 15%). Собрано более 1 млрд. евро (хотя изначально планировалось 5 млрд.). Амнистия оканчивается одновременно с вступлением в силу директивы ЕС о налоге на сбережения, дающей налоговым органам возможность обнаружить укрытые от налога в другой стране средства.

 Taxes in Germany

Гибралтар

 

Гибралтар является заморской территорией Великобритании, не будучи частью Соединенного Королевства. Однако в состав ЕС он вошел вместе с метрополией, а не как отдельный субъект. У Еврокомиссии есть ряд претензий к Гибралтару, которые она, соответственно, адресует Великобритании.

 The Government

В марте 2004 г. Европейская комиссия отвергла разработанный Гибралтаром план налоговой реформы. Согласно плану, все офшорные режимы отменялись, но при этом отменялся и сам корпоративный налог на доход. Взамен вводились налоги на зарплату и на занимаемое компанией помещение. ЕС счел такую систему налогообложения «избирательной государственной помощью» со стороны Великобритании, что запрещено правилами ЕС. Гибралтар и Великобритания оспаривают это решение Еврокомиссии в Европейском суде.

 Гибралтар оспаривает решение ЕС в отношении налоговой реформы

 ЕС отвергает план налоговой реформы на Гибралтаре

Кроме того, в феврале 2005 Еврокомиссия достигла соглашения с Великобританией о постепенной ликвидации освобожденного от налога («офшорного») корпоративного режима на Гибралтаре. В соответствии с этим соглашением, освобожденные компании больше не будут регистрироваться после 30 июня 2006 г., а после 2010 г. прекратят существование. Позиция самого Гибралтара учтена не была, но, вероятно, ему придется подчиниться.

 2005/261/EC: Commission Decision of 30 March 2004 on the aid scheme which the United Kingdom is planning to implement as regards the Government of Gibraltar Corporation Tax Reform (notified under document number C(2004) 929) (Text with EEA relevance).

 Гибралтар пал: Еврокомиссия добилась ликвидации офшорного режима

 Commission welcomes phasing out of tax benefits for Offshore Exempt Companies in Gibraltar

Дания

 

В марте 2004 г. парламент принял ряд поправок в налоговое законодательство для приведения его в соответствие с правилами ЕС. Поправки в основном введены в действие ретороактивно с 1 января 2004 г.

Несколько изменены правила «недостаточной капитализации». В соответствии с ранее установленными (с 1999 г.) правилами, проценты, уплаченные по долгу зарубежной родительской компании, разрешается включать в расходы для целей налогообложения лишь частично, если отношение задолженность - собственные средства превышает 4:1. В соответствии с решением Европейского суда, теперь те же правила применяются к любой контролируемой задолженности, а не только к контролируемой задолженности перед иностранными компаниями. При этом поправки применяются, только если задолженность превышает 10 млн. крон, а кредитор – юридическое лицо. Норма не применяется, если при выплате процентов взимается налог у источника (см. ниже).

Введен налог у источника на проценты по займу, выплачиваемые зарубежной материнской компании (минимум 50% участия). Ставка – 30%. Ранее налогу источника на проценты в Дании вообще отсутствовал. Однако налог может быть устранен или уменьшен налоговым соглашением или директивой ЕС. По существу, нововведение в основном касается выплат на офшорные компании. 

В соответствии с директивой ЕС, отменен налог у источника на роялти, выплачиваемые ассоциированной компании в другой стране ЕС.

Изменены правила налогообложения групп компаний. Ранее аффилированные датские компании могли облагаться налогом совместно при наличии датской материнской компании (то есть можно вычесть убытки одной компании из прибыли другой). Теперь то же возможно, если материнская компания – иностранная из страны ЕС или имеющей налоговое соглашение с Данией.

Новые правила в отношении «налогово-прозрачных» компаний. В основном направлены против американских пользователей датских компаний. По законам США, американская корпорация, имеющая дочернюю компанию за рубежом, может по своему желанию рассматривать ее для целей американского налогообложения не как отдельное юридическое лицо, а как свой филиал («налоговая прозрачность»). На этом был основан ряд налоговых схем по инвестициям в ЕС через датские компании. Поскольку по датским законам датская компания была отдельным юридическим лицом, выплачиваемые ею материнской компании в США проценты или роялти вычитались из налоговой базы, но при этом в США они в налоговую базу не включались в силу «прозрачности». Теперь если компания «прозрачна» по иностранному закону, она будет считаться таковой и по датскому закону. Правило применяется только в случае, если материнская компания находится в ЕС или в стране, имеющей налоговое соглашение с Данией.

 Датские холдинги

Ирландия

 

С февраля 2004 г. внесены изменения в налоговое законодательство, направленные на увеличение привлекательности ирландских компаний в качестве холдинговых. Самое важное - введено освобождение от налога от прироста капитала (обычная ставка – 20%), при выполнении определенных условий. Дивиденды, получаемые ирландской компанией, облагаются налогом (по ставке 25%), но принимаются к вычету налоги, уплаченные за рубежом – как налоги у источника, так и налог на прибыль дочерних компаний - что в ряде случаев может фактически приводить к нулевому налогообложению в Ирландии.

 Publication of Finance Bill 2004

Италия

 

С 2004 г. осуществлена реформа корпоративного налогообложения. Ставка понижена с 34% до 33%. При этом радикально пересмотрена вся система налогообложения, включая и название налога. Теперь облагается налогом именно прибыль организации, а не доходы ее акционеров. Прирост капитала освобожден от налогообложения. Новые правила налогообложения групп компаний, новые правила недостаточной капитализации, новое законодательство о контролируемых иностранных компаниях и др.

В 2004 г. введена в действие система предварительных налоговых заключений для предприятий с международной деятельностью. Это значит, что такие предприятия могут заключить с налоговыми органами соглашение в отношении налогообложения их будущих операций (например, в части трансфертного ценообразования).

 Fiscal Reform - Ires - A European-style Corporate Tax

Латвия

 

С 2004 г. ставка корпоративного налога на прибыль снижена до 15% (таким образом, она сравнялась со ставкой аналогичного налога в соседней Литве). Это одна из самых низких ставок в ЕС: меньше только у Кипра (10%) и Эстонии (0%, но взимается налог при распределении дивидендов).

 Налогообложение в Латвии

Люксембург

 

С 2004 г. имплементирована в закон директива ЕС о роялти и процентах (платежи между ассоциированными компаниями освобождены от налога у источника). Однако Люксембург пошел еще дальше: выплаты роялти нерезидентам были полностью освобождены от налогообложения, независимо от местонахождения получателя (в ЕС или нет) и факта его асоциированности с плательщиком. В том числе освобождены то налога выплаты роялти т.н. люксембургскому холдингу-1929. Налог у источника на проценты в Люксембурге отсутствует.

Одновременно внесены изменения в налоговый режим холдинга-1929 (освобожденного от налогообложения). Теперь такие холдинги теряют свои налоговые льготы (вновь зарегистрированные - с 2004 г., старые – с 2011 г.), если они получают не менее 5% дивидендов от низконалоговых компаний. Таковыми признаются компании, которые не платят налог по ставке, сопоставимой с люксембургской (то есть минимум 11%).

В 2004 г. принята новая форма организации инвестиционного бизнеса: компания по инвестициям в венчурный капитал (SICAR). Особая организационно правововая форма не предусмотрена: SICAR может быть как обычной компанией, так и коммандитным товариществом. Сочетает преимущества люксембургских инвестиционных товариществ и британских товариществ. Подлежит государственному регулированию, но в чрезвычайно мягкой форме. Является налоговым резидентом Люксембурга для целей налоговых соглашений, но при этом освобождена от налога на доходы от инвестиций.

 Le Gouvernement

Нидерланды

 

В 2004 г. голландский суд по налоговым вопросам определил, что освобождение голландских компаний от налога на доходы от участия в иностранных компаниях (participation exemption) не распространяется на участие в американских компаниях с ограниченной ответственностью (LLC). Мотивировка: LLC не подлежат налогообложению в США (являясь «налогово-прозрачными»), и сама голландская компания также не подлежит налогообложению в США по доходам от LLC.

Принят новый протокол к налоговому соглашению Нидерланды-США (от 1994 г.), положения которого вступили в силу в основном с 1 января 2005 г. В частности, протоколом предусмотрена нулевая ставка налога у источника на дивиденды, если доля участия составляет не менее 80% (период владения – не менее 12 месяцев). Предусмотрена нулевая ставка налога на распределяемые доходы американского филиала нидерландской компании при выполнении определенных условий (в остальных случаях 5%). Специальные правила в отношении «гибридных» (налогово-прозрачных) компаний. Специальные правила по «ограничению выгод» от договора (он применяется к резидентам двух стран лишь при выполнении определенных условий).

Нидерланды и Нидерландские Антильские острова готовят изменения в налоговое соглашение между этими двумя юрисдикциями. В частности, предполагается отменить налог у источника на дивиденды, выплачиваемые из Нидерландов в НАО (в настоящее время 8,3%). Условием этого являются некоторые изменения в налоговом законодательстве НАО (в частности, более жесткие условия для освобождения от налога получаемых компанией НАО дивидендов). Предполагаемый срок изменения законодательства НАО – 1 января 2006 г. После этого будет окончательно решаться вопрос об изменении соглашения.

В соответствии с требованиями ЕС (выраженных в решении Европейского суда) Нидерланды с 2004 г. ввели в силу правила недостаточной капитализации (ограничивающие признание расходами процентов, выплачиваемых материнской компании). Критическим значением показателя задолженность – собственные средства признается 3:1.

С октября 2004 г. введены в силу новые унифицированные правила по применению пониженной ставки налога у источника (по налоговому соглашению) на распределяемые нидерландской компанией за рубеж дивиденды. Для применения пониженной ставки акционер должен подтвердить, что он является бенефициаром в отношении распределяемых дивидендов. В отсутствие соглашения ставка составляет 25%.

С 2005 г. ставка корпоративного налога понижена с 34,5% до 31,5% (для годовой прибыли до 22 тыс. евро – пониженная ставка 27%). В 2006 г. ставка составит 30,5%, в 2007 г. - 30%. Рассматривается проект отмены налога на капитал с 2006 г.

 Голландские компании в международном налоговом планировании. Традиционные схемы и последние изменения

Швеция

 

С 2004 г. действует новый налоговый режим для холдингов: при выполнении определенных условий от налога освобождаются получаемые шведской компанией дивиденды и прирост капитала, а также распределяемые ею дивиденды (однако при распределении дивидендов в офшорную зону налог у источника всегда возникает - 30%). Одновременно введено в действие новое законодательство о контролируемых иностранных компаниях, предусматривающее включение в налоговую базу шведской компании нераспределенных доходов ее дочерних компаний в низконалоговых юрисдикциях.

 Шведский холдинг

Франция

 

В 2004 г. Европейский суд (орган ЕС) признал французский «налог на выход» несоответствующим закрепленным договором о создании ЕС принципам. Налог взимался с нереализованного прироста капитала при потере физическим лицом статуса налогового резидента (при переезде в другую страну ЕС).

С 2005 г. внесены изменения в налоговое законодательство: поэтапная отмена надбавки к корпоративному налогу, изменение налогообложения прироста капитала, новый режим для контролируемых иностранных компаний (вводится в действие с 2006 г). Кроме того, отменен «налог на выход» в соответствии с решением Европейского суда.

 L'administration fiscale

Страны Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA)

 

Европейская ассоциация свободной торговли (EFTA) включает четыре страны, не входящие в ЕС: Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию.

 EFTA

Европейское экономическое пространство (EEA) включает все страны ЕС (в настоящее время их 25) и три страны EFTA: Исландию, Лихтенштейн и Норвегию. Однако Швейцария отказалась от вхождения в EEA по результатам референдума.

 EEA

Исландия

 

Исландия – не член ЕС, но член EFTA и EEA.

 

До недавнего времени была возможна регистрация в Исландии международных торговых компаний («офшорных»), облагаемых налогом по льготной ставке 5%. Они довольно широко использовались в качестве инструментов налогового планирования.

 International Trading Companies

В феврале 2004 г. ЕС (в лице EFTA Surveillance Authority) принял решение о несоответствии налогового режима международных торговых компаний Исландии договору о создании EEA (а именно, положению о запрете государственной помощи). Исландии было предписано ликвидировать данный режим и, более того, возместить с компаний суммы незаконно предоставленных им льгот. Исландия, однако, этого не сделала, в результате дело было передано на рассмотрение суда EFTA, который вынес решение не в пользу Исландии..

Так или иначе, фактически регистрация международных торговых компаний в Исландии прекратилась.

 EFTA Surveillance Authority 

 EFTA Court

Норвегия

 

Норвегия – не член ЕС, но член EFTA и EEA.

 

С 2004 г. введены в действия изменения в налоговом законодательстве, направленные на увеличение привлекательности норвежских компаний в качестве европейских холдингов. Система налоговых вычетов заменена для юридических лиц системой освобождения дивидендов от налога. А именно, полностью освобождены от налога дивиденды, получаемые от компаний из стран EEA. При тех же условиях освобожден от налога прирост капитала (обычная ставка - 28%). Кроме того, дивиденды, распределяемые компаниям в страны EEA, освобождены от налога у источника (обычная ставка – 25%).

Отметим также, что в Норвегии полностью отсутствуют налоги у источника на роялти и проценты.

 Taxes in Norway

Швейцария

 

Швейцария – член EFTA, но не Европейского союза или EEA.

 Taxation of savings

В ноябре 2004 г. был подписан ряд соглашений Швейцарии с ЕС, включая соглашение о присоединении к Шенгенскому союзу, а также о принятии Швейцарией директивы ЕС о налоге на сбережения. Однако процесс ратификации грозит затянуться, ввиду чего вступление в силу директивы с 1 июля 2005 г. может оказаться под вопросом.

 Швейцария подписывает Шенгенское соглашение и соглашение о налогообложении сбережений

Другие страны

 

Багамские острова

 

Багамские острова – независимое государство в Карибском море. В 2004 г. был принят ряд законов, направленных на модернизацию сектора финансовых услуг. В частности, принят закон о компаниях с разделенными счетами. Компания с разделенными счетами (в других юрисдикциях известна также как компания с разделенными портфелями или компания с защищенными ячейками) – представляет собой компанию, разделенную на несколько «ячеек», каждая обладающая ограниченной ответственностью. Как предполагается, новый корпоративный инструмент будет полезен для создания страховых компаний и инвестиционных фондов. В настоящее время подобное законодательство действует в таких офшорных финансовых центрах как Гернси, Маврикий, Каймановы острова, Бермуды.

 The Government

Британские Виргинские острова

 

БВО – заморская территория Великобритании (в Карибском море). Как и другие зависимые территории Великобритании, они были вынуждены присоединиться к директиве ЕС о налоге на сбережения, хотя сами и не входят в ЕС. Это значит, что они должны будут либо предоставлять налоговым органам стран ЕС информацию о вкладчиках из этих стран, либо взимать с процентов налог у источника. К моменту вступления в силу соответствующей директивы ожидается имплементация ее положений в законодательство соответствующих юрисдикций.

 The Government

В 2004 г. внесен ряд изменений в законодательство о компаниях международного бизнеса («офшорных»), направленных на повышение их «прозрачности». В частности, обязательно хранить по юридическому адресу реестр акционеров и директоров, введены ограничения на использование акций на предъявителя.

 Изменения в законодательстве Британских Виргинских островов (2004)

В 2005 г. произведена радикальная реформа корпоративного законодательства. Принят новый закон о коммерческих компаниях, по которому будут регистрироваться как местные, так и нерезидентные компании. При этом для обоих видов компаний вводится освобождение от налога на доходы. Закон действует с 1 января 2005 г., но до 31 декабря возможна также регистрация по старому корпоративному законодательству. С 1 января 2007 г. все компании будут автоматически перерегистрированы по новому закону.

 Закон о коммерческих компаниях БВО: радикальное изменение корпоративного законодательства (2005)

Гернси, Джерси, Остров Мэн

 

Эти три островные европейские британские зависимые территории не входят в ЕС (хотя для целей НДС и таможенных Остров Мэн фактически является частью ЕС как ассоциированная с Великобританией территория). Тем не менее им пришлось принять условия директивы ЕС о налоге на сбережения.

 

Все три юрисдикции вынашивают планы налоговой реформы, суть которой сводится к отмене корпоративного налога на доход – как для резидентных компаний, так и для нерезидентных. Это должно стать ответом на претензии ЕС в отношении существующих безналоговых («офшорных») корпоративных режимов. ЕС недоволен – это не совсем то, чего они ожидали – но очевидного юридического повода для претензий к реформам нет, так как данные юрисдикции не являются частью ЕС (в отличие от Гибралтара).

 Нулевое налогообложение дохода корпораций на Джерси

 Остров Мэн планирует корпоративную реформу

Так, Остров Мэн намерен ввести нулевое налогообложение уже с 2006 г. Пока же на острове введена нулевая ставка налога на ряд видов деятельности, включая управление фондами, страхование, судоходство, а также исследование космоса. Джерси собирается установить нулевую ставку налога в 2008 г. (для финансовых услуг ставка будет 10%). План аналогичной реформы на Гернси изначально предусматривал те же сроки, но в настоящее время находится, по-видимому, в меньшей степени готовности.

 

Израиль

 

В 2004 г. проведена налоговая амнистия в отношении доходов зарубежных трастов (в том числе учрежденных на британских зависимых территориях), учредителями или бенефициарами которых являются израильтяне. При добровольном раскрытии властям информации о таких трастах с полученных ими (пассивных) доходов взимался налог по льготной ставке (до 25%).

Амнистия последовала за налоговой реформой 2003 г., введшей систему налогообложения всемирного дохода, включая доход контролируемых иностранных компаний.

 Tax Reform

Науру

 

Науру – независимое островное государство в Тихом океане, одно из самых маленьких в мире (10 тыс. жителей). После того, как в 2003 г. под давлением мирового сообщества был ликвидирован офшорный банковский сектор, страна утратила источники финансирования. В 2004 г. государство, по существу, обанкротилось, и Австралия взяла под свой контроль финансы острова.

 Науру ликвидирует офшорные банки

Ниуэ

 

Правительство Ниуэ (самоуправляемая территория в ассоциации с Новой Зеландией) приняло решение о закрытии офшорной зоны. В 2005 г. регистрация компаний международного бизнеса прекращена в 2005 г. Существующим компаниям предоставлен переходный период до конца 2006 г., в течение которого они должны перерегистрироваться в другую юрисдикцию, стать резидентными компаниями или быть распущены.

 Ниуэ закрывает оффшорный финансовый центр

Организация экономического сотрудничества и развития (OECD)

 

ОЭСР - международная организация, занимающаяся вопросами экономического сотрудничества. В нее входит 30 государств, включая основные развитые (Россия в ОЭСР не входит).

 OECD

В 2004 г. были внесены изменения в модельный договор ОЭСР об исключении двойного налогообложения. Были добавлены положения, облегчающие обмен налоговой информацией между договаривающимися странами. В частности, предусмотрен обмен информацией, хранящейся у банков, финансовых организаций, номинальных владельцев и доверенных лиц; при этом нельзя ссылаться на банковскую тайну как причину отказа от предоставления информации. Положения модельного соглашения носят рекомендательный характер.

 

Помимо прочего, ОЭСР ведет (с 2002 г.) список офшорных зон, применяющих «некорректную налоговую конкуренцию». К особо злостным нарушителям планируется применение международных санкций. Большинство офшорных зон мира согласились на условия ОЭСР по обмену налоговой информацией с развитыми странами, в результате чего не были включены в список. Обмен такой информацией с членами ОЭСР должен быть обеспечен до конца 2005 г. «Черный список» ОЭСР в настоящее время включает следующие юрисдикции: Андорра, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Маршалловы острова.

 List of Un-cooperative Tax Havens

Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием криминальных капиталов (FATF)

 

ФАТФ - международный межправительственный орган по борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма. В ФАТФ участвует 31 государство (включая Россию) и две международные организации.

 FATF

Помимо прочего, ФАТФ ведет «черный список» стран и территорий, не уделяющих должного внимания борьбе с отмыванием. Изначально (в 2000 г.) список состоял в основном из офшорных зон, но теперь их там уже не осталось. В течение 2004 г. из списка были исключены Украина, Египет и Гватемала, а также сняты санкции с Мьянмы и Науру (но в списке их оставили). В настоящее время в список входят лишь Мьянма, Науру и Нигерия.

 Non-Cooperative Countries and Territories


Инвестиционные фонды на сайте Roche & Duffay

На сайте Roche & Duffay появился новый раздел, посвященный офшорным инвестиционным фондам. Создание собственного инвестиционного фонда за рубежом – привлекательная возможность для финансового бизнеса. Однако сделать это не так-то просто: деятельность фондов даже в офшорных зонах подлежит государственному регулированию.

У нас на сайте вы найдете обзорную статью, посвященную деятельности офшорных инвестиционных фондов, проблемам их регулирования и вопросам выбора юрисдикции фонда. Там же размещены статьи по различным специфическим вопросам деятельности фондов, а также по фондовому законодательству конкретных юрисдикций. По мере написания новых материалов раздел будет расширяться и пополняться.

На нашем сайте вы также можете разместить заказ на приобретение текстов нормативных актов различных юрисдикций. В частности, в нашей базе данных имеются тексты законов, регулирующих деятельность инвестиционных институтов в основных «фондовых» офшорных юрисдикциях. К таковым можно отнести Багамские острова, Британские Виргинские острова, Бермудские острова, Каймановы острова, Джерси, Маврикий, Люксембург, Андорру и другие. Тексты законов предоставляются, как правило, на английском языке.


Если у Вас возникли вопросы по содержанию бюллетеня, просим Вас обращаться к Сергею Будылину или Геннадию Матвееву по телефонам: (495) 924-1300, 924-0409, или послать письмо на адрес roche.duffay@pobox.com.

 

Вы можете загрузить бюллетень в формате PDF: Загрузить статью в формате Adobe Acrobat

Переслать ссылку на бюллетень другу:

 

 
 

Важное уведомление
Компания Roche & Duffay предпринимает все усилия по обеспечению достоверности и актуальности информации, представленной на этом сайте. Однако компания не принимает на себя финансовой и иной ответственности за результаты применения этой информации без предварительной консультации с компанией. Всем посетителям сайта настоятельно рекомендуется до принятия решения об открытии оффшорной компании, создании оффшорного траста, совершении оффшорных инвестиций, открытии счета за рубежом и т.д., проконсультироваться со специалистами по налоговому планированию.
Перепечатка и иное копирование материалов допускается только с разрешения Roche & Duffay.